Текст: Михаил Визель
На фото: редакция "Года Литературы"
Условный рубеж, отделяющий в середине зимы один астрономический год от другого, — не более чем повод остановиться и оглянуться на сделанное и пережитое. Не будем и мы пренебрегать обычаем.
-
Тренд года
При том количестве книг, которые мне приходится читать, трудно выделить какую-то одну в качестве главной. Но зато видна тенденция. И она проявляется в том, что биография реального человека в контексте своего времени и в призме авторского восприятия окончательно стала интереснее чистого вымысла. Нас снова ждут жития и деяния великих мужей и рассказы об их странствиях в краях псоглавцев. Так что новой эту тенденцию, в сущности, назвать трудно.
-
Прорыв года
Перезапуск ММК(В)Я и удачная попытка «привить» к ней Болонскую ярмарку детской литературы. Привезенный болонцами огромный стенд «1001 лучшая детская книга со всего мира» показал заинтересованным москвичам, чтó происходит в этой сфере во всем мире, а проведенные миланской школой дизайна мастер-классы для художников и издателей позволяют начать приближаться к этому уровню.
-
Открытие года
В этом году название этой номинации можно понимать буквально: открытие Культурного центра Вознесенского на Ордынке. В котором немедленно зародилась бурная поэтическая, литературная и культурная жизнь. И нельзя сказать, что «зародилась случайно», потому что для этого наняли адекватного человека - Илью Данишевского. Что, впрочем, и неудивительно, потому что центр содержится попечением очень здравого и погруженного в контекст человека - Леонида Богуславского, который по счастливому совпадению является и пасынком Вознесенского, и крупнейшим российским инвестором в интернет- и IТ-компании. Таким образом, Центр Вознесенского - это и общественное пространство, и, можно сказать, семейный дом. Надеюсь, некоторые наши небедные люди, бывшие «мальчики из хороших семей», теперь тоже спохватятся: «А что, так можно?»
-
Человек года
Как и в прошлом году, таковыми хочется объявить двоих совершено разных людей, мужчину и женщину. Не ради гендерного равноправия (хотя для одного из них это очень важная тема), а потому что они очень разные и занимаются очень разным. Это Оксана Васякина и Вячеслав Коновалов. Первая - поэтесса, лауреат «Лицея», яростная феминистка, введшая в поле обсуждения (конечно, не в одиночку) темы и подходы, ранее казавшиеся немыслимыми. Второй - радиожурналист, ведущий программ «Радио России» и «Медиаметрикс». Который едва ли не в одиночку придумал и добился проведения фестиваля «Литература Тихоокеанской России» и Дальневосточной литературной премии имени Арсеньева. Я с трудом могу себе представить, чтобы Оксану Васякину пригласили на фестиваль «ЛиТР», а Вячеслав Коновалов вчитывался в книгу «Ветер ярости», но вместе они делают большое и важное дело по расширению границ.
-
Надежда года
Такой хочется объявить премию «Поэзия», проведшую в этом году первый сезон. Вызвав, как и положено в поэтической песочнице, яростные споры и, увы, взаимные оскорбления. Хочется надеяться, однако, что эти неизбежные волны не перехлестнут бортиков и премия продолжит тяжелую, но необходимую работу по разметке окружающего пространства - не в одиночестве, конечно.
-
Разочарование года
А вот в эту номинацию хочется «выделить» скандал вокруг нового издания романа Джонатана Литтелла «Благоволительницы». Очень неоднозначный, но сугубо профессиональный вопрос о мере ответственности и границах допустимого во взаимоотношениях иноязычного автора, российского издателя, переводчика и редактора оказался вынесен на рассмотрение простых (и непростых) читателей. Которые наговорили сгоряча много лишнего - в очередной раз вынуждая разочаровываться в человечестве. Но настоящий трагизм прорезался тогда, когда в разгар бурных обсуждений их «предмет» - редактор Мария Николаевна Томашевская - неожиданно умерла. Не фигурально и виртуально - а, к сожалению, по-настоящему. Так и хочется сказать: «Люди, помните, что по ту сторону экрана - живой и хрупкий человек!»
-
Переезд года
В этой «окказиональной» номинации хочется отметить два переезда, про которые не было уверенности, что они состоятся и пройдут гладко. Это переезд ярмарки «Нон/Фикшн» из ЦДХ (который теперь называется «Западное крыло новой Третьяковки») и переезд «Журнального Зала» из «Русского журнала» на «Горький». Но состоялось, произошло и даже объективно стало лучше прежнего. Что дарит надежду.