
Текст: Михаил Визель
В 2025 году исполняется 200 лет трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Он рапортовал об окончании работы (тем сам самым знаменитым «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!») в письме Вяземскому в ноябре 1825 года, но писал в основном летом того же года, любезничая с барышнями в соседнем Тригорском, внимательно штудируя «Историю государства российского» Карамзина, и, главное, задумчиво гуляя, пешком и верхом, по полям и лесам вокруг Михайловского – тех самых, о которых тогда же, но в другом произведении, воскликнул: «Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!». Немудрено, что трагедия получилась преисполненной русского духа.
В какой степени удалось передать это режиссеру Марии Рейзен и всем создателям фильма «Самозванцы», входящего в прокат после очень долгой подготовки (на сайте «Централ партнершип» проект числится в работе с 2020 года) накануне пушкинского дня рождения, 5 июня 2025 года? Каждый волен решать сам. У обозревателя «Года литературы», посмотревшего его накануне, создалось впечатление, что при всей драматичности замысла – тележурналистка в октябре 1993 года на фоне разворачивающихся у неё в Останкине трагических событий находит в загородном доме почившего знаменитого советского режиссёра рабочие материалы снятого им в «антикостюмной» стилистике фильма «Борис Годунов» и с ужасом понимает, что ничегошеньки не меняется, - создатели ориентировались не столько на заявленного «Годунова», сколько на… «Санту-Барбару», - которую, естественно, в том году смотрят, не отрываясь, все второстепенное персонажи. Слишком уж много театральных условностей, удивительных совпадений, вслух проговоренных плакатных страстей...
Значит ли это, что все мы самозванцы, как уверяет герой Александра Адабашьяна – сценарист так и не завершённого фильма, мудрый старый человек, осознавший, что смута в России не начинается и не заканчивается никогда? Каждый, повторяем, волен решать сам. А пока предлагаем освежить в памяти сам текст трагедии в несложной викторине. В нижеприводимых десяти вопросах цитируются фрагменты из разных сцен, причём одна строка каждого фрагмента даётся в трех вариантах – один пушкинский и ещё два придуманных нами. Сможете ли вы отличить вечный текст пушкина 1825 года от журналистской фантазии 2025 года?
Если тест не появился, обновите страницу