САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Русист из Австралии: «Мои ученики хотят знать правду о войне»

Спасибо, что выжили

Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2020
Международный-Пушкинский-конкурс-для-учителей-русского-языка-2020
Елена-Кухтенкова1

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

«Как вообще могла возникнуть идея фашизма? Это же ненормально? Разве люди не понимали, к чему это приведет? Правда, что все из-за денег? Гитлер был больной?..» - пересказывает вопросы своих учеников в своем эссе на XX Международный Пушкинский конкурс «РГ» «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка» русист из Австралии Наталья Ермакова.

Педагог вспоминает, что в детстве для неё не было ничего страшнее слова «война». Ее ученики - полилингвы, впитывая генетическую память о самом значимом событии XX века, не остаются равнодушными и к истории Великой Отечественной войны, и к теме фашизма.

Дети с далекого Зелёного континента чувствуют, что могут что-то упустить и вылететь из цепочки, связывающей с историей их народа. И обижаются, когда им отвечают, смягчая факты. Они хотят знать правду, понимая, что война из прошлого стала частью их будущего.

Учитель верит: автограф войны сохранился на уровне исторической памяти многих поколений.

«Мы смотрим отрывки из документальных фильмов, оставленных нам военными корреспондентами. Видим взрывы, танки, павших солдат», - пишет педагог. Школьники делятся историями своих семей. Например, правнучка командира космического корабля "Восход-2" Павла Беляева рассказывает, как тот учился на летчика во время войны и воевал на японском фронте.

Про фашизм австралийские школьники говорят: «Гитлер хотел завоевать весь мир! Он решил, что имеет право решать, кто будет жить, а кто должен умереть! Это настоящий геноцид!..» Наталья признаётся: когда затрагивается тема войны, связанная с историями их семей, ребята практически сами ведут урок. Ведь воспоминания, считает русист, всегда затрагивают больше, чем изучение голых фактов.

«И они чувствуют. Чувствуют боль детей, живших в то страшное время. Детей, которые должны были радоваться жизни, учиться, мечтать... А вместо этого, и это мои ученики очень точно отмечают в своих сочинениях, дети войны желали только, чтобы "было, что поесть завтра",  "остаться в живых" и чтобы "папа с войны вернулся», - рассказывает Наталья.

Автограф войны - это, по словам педагога, соотнесение себя с людьми того времени. Поэтому она предложила ребятам порассуждать, что бы они сказали, оказавшись в прошлом, рядом с детьми войны.

«Спасибо, что не сдались и выжили», - был ответ.

«Поэтому Девятого мая у Вечного огня в городе Перт все мы, бывшие жители разных стран и континентов, немножечко русские. Русские, которые победили фашизм!» - заключает русист.