САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Отечественные комиксы последних лет: на что обратить внимание?

В сентябре 2020 года Центру рисованных историй и изображений при Российской государственной библиотеке для молодежи исполняется десять лет

Текст: Елизавета Капустина

Иллюстрации c caйтов издательств

В честь юбилея мы запускаем цикл статей об отечественных комиксах и достижениях Центра - не последним из которых стал фестиваль "КомМиссия", проходящий ныне под его эгидой и намеченный в этом году на декабрь. Первый материал - обзор графических историй последних лет, на которые, по мнению нашего обозревателя, стоит обратить внимание.

Начнем со знакомой с детства сказки, необычная версия которой вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». «Теремок. Графическая история» Игоря Олейникова - это не просто иллюстрированный пересказ, это художественная переработка, переносящая сказку в повседневные реалии. Здесь Теремок - это заброшенный дом посреди поля, который постепенно обживают герои, оказавшиеся, что называется, в трудной жизненной ситуации: у Ящерки на вокзале воруют вещи, Лягушка-дворник попадает под сокращение, у Белки-художника сгорает квартира, Зайца-археолога выставляет за порог жена, Лиса скитается по электричкам и играет на гармошке. Беда объединяет героев, они получают кров и поддержку.

Игорь Олейников - известнейший художник-иллюстратор, лауреат премии Х. К. Андерсена (2018 г.) и премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2018 г). Его «Теремок» - не совсем комикс в классическом понимании, здесь нет бабблов (облачков с текстом), линий движения, прописанных звуков. Более всего он походит на диафильмы и комиксы Туве Янссон 1947—48 годов. Но это не иллюстрация!


Комиксы отличаются от иллюстрации тем, что рассказывают историю, а не повторяют текст,


и именно это делает «Теремок» Олейникова.

В российской комикс-культуре издательство Bubble выделяется непрерывным потоком проектов. С которыми имеет смысл ознакомиться даже тем, кто не очень любит супергеройские комиксы. Например - с авторскими комиксами Анастасии Ким «Семь сыновей. Джайкарн» и Артёма Бизяева «Нечистая сила».

«Семь сыновей» - это история, разворачивающаяся в тщательно продуманном мире, в котором политика опирается в том числе и на магию. Завоевательные войны, династические браки, борьба за престол - всё это ожидает читателей в цикле. Главный герой первого тома - Джайкарн - отправляется на родину своей матери, в солнечную Аришану, напоминающую земную Индию, чтобы укрепить власть императора-отца. Однако юноша не подозревает, какие темные ритуалы проводятся на его родной земле и кто мечтает захватить власть…

«Нечистая сила» - одна из новинок Bubble, авторский проект художника Артёма Бизяева. В этой истории переплетаются славянская (и немного - финно-угорская) мифология и рок-музыка. Немой школьник Костя решает вместо учёбы в университете заняться музыкой и попадает в очень необычную музыкальную группу.

Издательство «Комикс Паблишер» специализируется на отечественных комиксах. И среди новинок мы хотели бы выделить серию «Белый человек», сценаристом которой выступает Александр Кондратьев, а художником - Джо Котляр. Детективно-мистическая история, основанная на одноименном романе Александра Кондратьева, впечатляет мрачной атмосферой и заставляет задуматься о людских пороках, мизантропии и инаковости. А еще - о «чертях в тихих омутах» провинциальных городков.

Потрясающие по качеству и содержанию книги выпускает издательство «Бумкнига». Мы советуем ознакомиться с работами Юлии Никитиной («Полуночная земля», «Дневник штормов») и Ольги Лаврентьевой («Сурвило»).

Графические романы Юлии Никитиной биографичны и поднимают сразу много вопросов. Обязательно ли искать опору в своих корнях, в детстве - если оно прошло в суровом постсоветском Салехарде? Как отстаивать себя и свое творчество? Как найти свое место в темном и холодном мире? Обо всем этом книга «Полуночная земля» - о корнях, о детстве, о творчестве, о том, как путешествовать, но при этом не бежать от себя. Вторая книга, «Дневник штормов» - рассказ о жизни со своими слабостями и болезнями, о том, как их принимать и как перебарывать, как обрести спокойствие внутри себя через общение с внешним миром. О том, что в краях с суровой природой живут невероятно добрые люди и что путешественники-энтузиасты живут среди нас.

Статья о графическом романе Ольги Лаврентьевой «Сурвило»

В графическом романе «Сурвило» Ольга Лаврентьева рассказывает о жизни своей бабушки, Валентины Викентьевны Сурвило, прошедшей через годы репрессий и выжившей в блокадном Ленинграде. Но репрессии и блокада здесь не главное, основная тема - возвращение к прошлому, его анализ и попытка принять. Так, Валентина Сурвило пытается узнать, что же стало с отцом, которого арестовали в тридцатые годы, а Ольга Лаврентьева вместе с братом находят в Беларуси деревню Сурвiлы и узнают больше о своих корнях. Эта книга - о родных, о страхе потерять близкого человека и о силе, которая позволяет пройти через всё. Вкупе с необыкновенной графикой Ольги Лаврентьевой история оставляет неизгладимое впечатление, которое не передаст никакое другое медиа - ни книга, ни фильм. И еще один посыл:


нужно общаться со своими родными, слушать их истории, все, даже самые незначительные, пока не поздно.


Еще одна работа Ольги Лаврентьевой - «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме» была переиздана уже в издательстве «КомФедерация». Прочтение этой работы подарит вам необычный опыт, который сложно сравнить с чем-либо: истории реально существовавших (и существующих) государств выполнены в технике коллажа, а текст написан от руки. Здесь нет историй о войнах за независимость, лишь изложение крошечных сюжетов крошечных государств. «В жизни не бывает хеппи-эндов, но я отобрала истории, которые внушают хоть немного оптимизма», - пишет в предисловии Ольга Лаврентьева.

Еще одно переиздание от «КомФедерации» - «Коленки» Дарьи Петушок. Прекрасная трогательная история о семье, о ценности близких людей. Вы наблюдаете за семьей во время празднования Нового года на протяжении нескольких лет. Главы посвящены родственникам: «Маме. Балбесина», «Папе. Взрослые тоже», «Брату. Стол». Все совершают ошибки, все, даже взрослые, иногда плачут, иногда обижаются, иногда не могут справиться с тем, что навалилось. И привыкают переживать, грустить и плакать по отдельности, «каждый за своим столом». Но Новый год - семейный праздник, в который можно разделить с семьей и печали, и радости. Рано или поздно мы становимся достаточно взрослыми, чтобы это понять. Прекрасную историю от Дарьи Петушок можно читать не только в канун Нового года; но, может быть, именно она станет новогодним подарком.

Хотелось бы завершить статью новинкой от издательства «КомФедерация» - выпуском веб-комикса Марии Протас «Выход в город. Дёшево и сердито». Если вы хотите взглянуть на унылые девятиэтажки за окном глазами человека, влюбленного в окружающий серый мир, эта история для вас. А также для тех, кто хотел сбежать из дома и много воображал о своих приключениях. Комикс рассказывает не только о романтике подобных путешествий, но и о трудностях «бродячей» жизни. Подросток Дид уходит из дома, сбегая от безразличия и дрязг семьи, в которой он не нужен, и пускается в небольшое путешествие: из родной деревни в райцентр, а оттуда - в большой город. По пути Дид встречает людей, которые заботятся о нем больше, чем родственники: смелую и заботливую девочку Маргариту и официанта Модеста, который пускает беглеца пожить в своей квартире и устраивает вынесенный в заглавие «Выход в город». Мир в комиксе не кажется враждебным, что бы ни происходило с героями, они полны жажды жизни, которой нам так не хватает в повседневности.

С этими (и многими другими) графическими историями можно ознакомиться в Центре рисованных историй и изображений в Российской государственной библиотеке для молодежи. О котором - в следующий раз.