САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сергей Гандлевский. Самосуд неожиданной зрелости

Поэту, прозаику и переводчику Сергею Гандлевскому — 68 лет

Фото: со страницы Сергея Гандлевского в фейсбуке
Фото: со страницы Сергея Гандлевского в фейсбуке

Текст: ГодЛитературы.РФ

Сергей Маркович Гандлевский родился 21 декабря 1952 года в Москве — и за 68 лет здравствования успел много чего. Например, окончил филфак МГУ, поработал школьным учителем, экскурсоводом, рабочим сцены и ночным сторожем. А еще был одним из основателей и самых ярких участников поэтической группы «Московское время» — той самой, в которой состояли Алексей Цветков, Александр Сопровский и Бахыт Кенжеев. Премиальное признание тоже не обошло Сергея Марковича стороной — он стал лауреатом Малого Букера за повесть «Трепанация черепа», «Московского счёта» за поэтическую книгу «Опыты в стихах», а также премии Аполлона Григорьева и премии «Поэт». А еще в 1996 году был «Антибукер», от которого Гандлевский отказался со словами: «Поэтов нельзя унижать. Смирившийся с унижением поэт потерян для поэзии. А поэзия выделяет кислород идеализма, без которого общество превращается в "зону"».

Кислородом идеализма Сергей Маркович дышит и по сей день — и регулярно заявляет о своей общественной позиции; так, еще в 1996 году он в числе других деятелей культуры призывал российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу, а в сентябре 2020-го подписал открытое письмо в поддержку протестующих в Белоруссии.

В день рождения поэта мы предлагаем прочитать одно из его самых известных стихотворений: написано оно было в 1982 году, а впервые опубликовано в апреле 1987 года в журнале «Юность».

  • Самосуд неожиданной зрелости,
  • Это зрелище средней руки
  • Лишено общепризнанной прелести —
  • Выйти на берег тихой реки,
  • Рефлектируя в рифму. Молчание
  • Речь мою караулит давно.
  • Бархударов, Крючков и компания,
  • Разве это нам свыше дано!

  • Есть обычай у русской поэзии
  • С отвращением бить зеркала
  • Или прятать кухонное лезвие
  • В ящик письменного стола.
  • Дядя в шляпе, испачканной голубем,
  • Отразился в трофейном трюмо.
  • Не мори меня творческим голодом,
  • Так оно получилось само.

  • Было вроде кораблика, ялика,
  • Воробья на пустом гамаке.
  • Это облако? Нет, это яблоко.
  • Это азбука в женской руке.
  • Это азбучной нежности навыки,
  • Скрип уключин по дачным прудам.
  • Лижет ссадину, просится на руки —
  • Я тебя никому не отдам!

  • Стало барщиной, ревностью, мукою,
  • Расплескался по капле мотив.
  • Всухомятку мычу и мяукаю,
  • Пятернями башку обхватив.
  • Для чего мне досталась в наследие
  • Чья-то маска с двусмысленным ртом,
  • Одноактовой жизни трагедия,
  • Диалог резонера с шутом?

  • Для чего, моя музыка зыбкая,
  • Объясни мне, когда я умру,
  • Ты сидела с недоброй улыбкою
  • На одном бесконечном пиру
  • И морочила сонного отрока,
  • Скатерть праздничную теребя?
  • Это яблоко? Нет, это облако.
  • И пощады не жду от тебя.