Текст: ГодЛитературы.РФ
Сортировать людей, вне зависимости от гендера, по возрасту, не очень вежливо и зачастую порой бессмысленно; но невозможно отрицать, что за последнее десятилетие в русской литературе появилось много новых своеобычных женских голосов. Отличных от голосов XX века так же сильно, как человеческий опыт их носительниц отличен от опыта их мам и бабушек. Едва ли кто-то из них сможет пошутить, как Людмила Улицкая при получении второй раз премии «Большая книга», что не верила в такую возможность, потому что, как она прекрасно помнит, «двух куриц в одни руки не дают».
Они уже этого не помнят – и это замечательно.
Но тем интереснее: а как современные писательницы, заставшие советские ритуалы разве что детьми дошкольного возраста, воспринимают один из главных – Восьмое марта?
Мы сформулировали вопрос таким образом:
Отмечаете ли вы 8 Марта? Если отмечаете, то как что?
И получили самые разнообразные ответы.
Вера Богданова (Москва)
Финалист «Лицея».
Первые мои воспоминания о 8 Марта — это утренники в школе, подарки и поделки, которые мальчики мастерили для нас на уроках труда. Так как до девятого класса я училась в школе с углубленным изучением английского, мальчики у нас были на вес золота, и им приходилось мастерить очень много поделок, почти что открывать небольшое поделочное производство, клея и вырезая все пятьдесят оттенков розовой цветной бумаги и картона. Стихи, песни, неловкие танцы, цветы для учителей. Тогда для нас это было неким ритуалом, смысла которого мы не понимали: просто есть день девочек и день мальчиков, и положено дарить подарки. Историю праздника нам никто не объяснял. Для моего сына, который сейчас учится в третьем классе, 8 Марта — это день, когда все зубрят и рассказывают на сцене стихи, посвященные маме и весне. Хотя, на мой взгляд, детям нужно знать о Кларе Цеткин и Розе Люксембург, о демонстрации в Нью-Йорке в 1908 году, о том, как женщины добивались равных с мужчинами прав и почему возник такой праздник.
Сейчас 8 Марта я отмечаю с семьей, после встречаюсь с подругами в ресторане или на интересной выставке. Если погода позволяет, мы гуляем по городу — так как мы все много работаем, нам редко удается увидеться и просто побродить по центру Москвы, заглядывая по дороге в магазины. Это настоящее удовольствие. А 8 Марта этого года я отпраздную с моей новой книгой в руках — как раз к этому времени она выйдет из типографии и окажется у меня.
Ксения Букша (Санкт-Петербург)
«Лауреат Нацбеста», финалист «Большой книги». Публикуется как романист с начала 2000-х, с 17-летнего возраста. В последнее время оформляет свои книги собственными экспрессионистскими рисунками.
В этот день родился мой дядя. Сейчас он уже умер, но когда был жив, то в этот день мы приходили к нему в гости и праздновали день его рождения. Он катал детей по двору на лопате для снега. Это было круто!
Алиса Ганиева (Москва)
Один из самых переводимых и приглашаемых на конференции и т.д. современных русских писателей.
Никогда не отмечала 8 Марта сознательно, разве что завертит вихрь общественных мероприятий: вечер в школе, пьянка на работе, коллективные подарки и пр.
Отношение к празднику противоречивое. С одной стороны, это смешной рудимент социалистической системы: Клара Цеткин, Роза Люксембург и тому подобное. С другой, всегда приятно получить на этот день букет или поздравление. А в-третьих, смешно: праздник ведь изначально о гендерном равноправии и феминизме, а при этом осознается нашим обществом как своеобразный день ублажений слабого пола, и подарки дарятся соответствующие: не пишущий набор или лопата, а мягкие игрушки и цветы.
Алла Горбунова (Санкт-Петербург)
Снискала известность как поэт. Лауреат премии Андрея Белого и премии «НОС»
Нет, не праздную.
Ася Казанцева (Москва)
Автор-научно-популярных книг, лауреат «Просветителя».
Мне не близка трактовка 23 февраля и 8 Марта как гендерных праздников, я воспринимаю их как День защитника отечества и День борьбы за женское равноправие. И в этом смысле мне, конечно, ближе и дороже 23 февраля - как день, который имеет отношение ко всем моим друзьям. К тем, кто учит и лечит, тушит пожары, ходит на митинги, собирает деньги на благотворительность. В этом году мне особенно нечем похвастаться как защитнику отечества, потому что большую часть времени я провозилась с бристольской магистратурой, невероятно затянувшейся из-за пандемии, и родине не особенно пригодилась, если не учитывать непродолжительный период волонтерства в коронавирусных лабораториях; но в целом стараться делать что-то, полезное для отечества (или по крайней мере для его информационной среды) мне кажется существенно важнее, чем беспокоиться о своем гендере и идентифицироваться через него; с равноправием, мне кажется, в отечестве и так все неплохо, ну или по крайней мере это не моя сфера интересов и не моя сфера ответственности, не моя война.
Евгения Некрасова (Москва)
Сценарист, лауреат «Лицея», соосновательница литературной школы.
Я никак не праздную, но вокруг 8 Марта бывает много разнообразных феминистских событий, которые я посещаю или в которых принимаю участие. например, в этом году это Фестиваль феминистского письма.
Юлия Никитина (Салехард, Санкт-Петербург)
Автор графических романов, реалистично описывающих жизнь на Полярном круге.
Для меня Восьмое марта - день женской солидарности. И напоминание о том, что многие привычные мне права и возможности – это результат работы других женщин. Особенного способа отметить этот день у меня нет. Обычно поздравляю своих близких, а дальше все зависит от географии. Иногда гуляю с друзьями, иногда пью чай с семьей, но чаще всего просто занимаюсь своими проектами.
Арина Обух (Петербург)
Писатель и художник. Лауреат премий журнала «Знамя» и правительства Санкт-Петербурга
С одной стороны, в моей семье этот праздник в шутку называют Днём Клары и Розы. А с другой стороны… Вот недавно я нашла трёхтомник Пушкина с дарственной надписью: «Катеньке в честь женского дня 8-го Марта дарю этот трёхтомник. Виталий 8.III-1959 г.». Это мой дедушка дарил бабушке. В те стародавние времена мужчины дарили девушкам книги. И я точно знаю, что этот трёхтомник я передам своим внукам. А те ― своим. А сегодня другие подарки. Молодые люди не дарят девушкам Пушкина на 8 Марта, потому у девушек есть и Пушкин, и Набоков, и Мандельштам. У нас уже другая эпоха. Не хуже, не лучше. Просто другая. В общем, я не праздную: не режу салаты, не зову гостей. Но если мне дарят цветы, то я не бросаю их в лицо дарителю, а собираю икебану. У меня в мастерской огромный красивый гербарий.
Анастасия Орлова (Ярославль)
Детский поэт, лауреат государственной паремии и главред собственного «именного» издательства.
Да, мы отмечаем как тёплый семейный праздник. Для меня это ещё один повод поздравить маму, подарить цветы и побыть рядом.
Ася Петрова (Санкт-Петербург)
Переводчик с французского, преподаватель СПбГу, автор в том числе книг для подростков.
Я очень хорошо помню, как ещё моем детстве, когда в школе на 8 Марта начиналась движуха с букетами и прочим, мои родители всегда иронизировали и произносили что-то такое, из чего мне было понятно, что это как бы не совсем настоящий праздник. Так он и остался для меня ненастоящим на долгие годы. Я в этот день, получив цветы, могла порадоваться началу весны, не более того. По-моему, праздник 8 Марта многие просто считают странным и... немодным. Но чем больше в мире набирают обороты феминистские ценности, тем более современным он становится. И поскольку я себя, безусловно, считаю феминисткой, для меня сейчас 8 Марта вполне актуальная тема. Салюты я устраивать по этому поводу не буду, но порадуюсь не только цветам, а ещё и тому, что я независимая свободная женщина.
Валерия Пустовая (Москва)
Нечастый пример успешного литературного критика, ставшего успешным писателем.
Мне кажется, этот день, как и день рождения, - ритуал внимания. Повод развернуть внимание близких в мою сторону. Игра, в которую, впрочем, не особенно со мной играют. И правильно, потому что в нормальных отношениях нет специальных дней для отклика на личные пожелания. И конечно, этот праздник сливается с ощущением весны, когда в воздухе разлит Боттичелли и каждая женщина ходит как нимфа новой жизни. Политический смысл праздника я не чувствую, так как литература, по моему мнению, забирает человека всего, до сути. Однажды я сказала приятелю, что, когда пишу, чувствую себя бесполой монадой, и он, хоть и относился ко мне хорошо, засмеялся. А я до сих пор люблю и ловлю ощущение, когда превращаюсь в мысль. И тогда забываю, кто я, что меня тревожит и почему мне как женщине недоставало внимания.