Текст: Алексей Гайдуков
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с «Крымской газетой» (Симферополь)
Построил дом за 25 тысяч рублей
18 сентября 1898 года Чехов приехал в Ялту «на зимовку». Но уже 9 октября он пишет сестре Марии Павловне: «Местные доктора настойчиво советуют завести себе маленький домик и в Ялте. Такой домик, чтобы, уезжая, можно было запирать его и брать с собой ключ. Здешний банк даёт деньги на дом, и я уже подглядел землю… с превосходным видом на море и горы».
Спустя ещё почти две недели Чехов пишет брату Ивану Павловичу: «Я, кажется, уже купил участок. После совершения купчей напишу подробности. Участок очень хороший, все хвалят».
Свой ялтинский дом в селе Аутка писатель построил за 10 месяцев. Изначально он планировал потратить на него около 10 тысяч рублей, но в итоге пришлось отдать в 2,5 раза больше.
– Сразу можно отметить простоту, уют и удобство – такие требования были предъявлены Чеховым архитектору Шаповалову, проектировавшему дом. Широко известно описание Белой дачи, сделанное Куприным: «Она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная… с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху». Писатель жил в этом доме с августа 1899 года по 1 мая 1904-го вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы, – рассказывают сотрудники дома-музея писателя в Ялте, который в народе именуется Белой дачей.
Здесь написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», отредактировано первое полное собрание сочинений.
В «Даме с собачкой» показал Ялту
Этот знаменитый рассказ всегда невольно вспоминаешь, гуляя по ялтинской набережной. В 2004 году там установили памятник «Дама с собачкой и Чехов».
К написанию лирического произведения Чехов приступил в 1899 году. Считается, что прообразом главной героини стала его будущая жена Ольга Книппер.
По мнению чеховедов, именно в «Даме с собачкой» писатель больше, чем в других рассказах, показал Крым, курортный быт Ялты того времени и величие морских просторов.
Вот как Антон Павлович передаёт настроение героев, навеянное ночным посещением Ореанды: «B Ореанде сидели на скамье недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда ещё тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства…»
Купил дачу для уединения
Маленький домик в Гурзуфе у подножия скалы Дженевез-Кая Чехов купил уже будучи известным писателем. В то время он жил на Белой даче в Ялте и не знал отбоя от настойчивых друзей, знакомых, поклонников, которые считали своим долгом его навестить. Очень скоро это стало писателя утомлять. «Я вместо дачи за собственные деньги в Крыму умудрился возвести тюрьму!» – сокрушался он в письме к брату Александру.
– Этот период совпадает с тем, когда Антон Павлович начал встречаться со своей будущей супругой Ольгой Книппер. Он принимает решение: купить небольшой домик, где мог бы уединяться с любимой женщиной, а также спокойно заниматься литературным трудом. Помог случай. В Гурзуфе продавалась татарская сакля, но за большие деньги – 3000 рублей. Чехов прибыл туда, чтобы посмотреть на будущее приобретение, но, когда зашёл во двор и подошёл к краю бухты, даже не стал торговаться, – делится экскурсовод Дина Мулянова. – В августе 1900-го Чехов провёл здесь несколько дней, работая над первым действием драмы «Три сестры». Завещание, составленное писателем 3 августа 1901 года, передавало гурзуфскую дачу его жене.
Впервые смотрел «Дядю Ваню»
В Крыму немало так называемых чеховских мест, и большинство из них находится на ЮБК. Так, помимо Ялты и Гурзуфа, это ещё Симеиз, Мисхор, Массандра, Форос, Ливадия, Гаспра, Алушта и т. д. Довелось Чехову побывать и в других регионах полуострова – в Бахчисарае, Феодосии, Севастополе.
В последнем в апреле 1900 года писатель встречал труппу Московского художественного театра, приехавшую с гастролями. Здесь он впервые посмотрел в постановке МХАТа свою пьесу «Дядя Ваня», которая имела большой успех у зрителей. Впрочем, как и «Чайка». После севастопольских показов коллектив пароходом прибыл в Ялту, где дал восемь спектаклей, в том числе «Дядю Ваню» и «Чайку».
Эти гастроли стали одними из самых светлых и радостных событий в крымской жизни Чехова. В гостях писателя то и дело собирались артисты, литераторы – завтракали, обедали, ужинали, вели нескончаемые беседы о литературе, искусстве, драматургии.
Руководитель МХАТа Константин Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» рассказывает: «Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его молодой жизни. Мы ехали к Антону Павловичу в Крым… Мы сказали себе: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы…»
Оригинальный материал: «Крымская газета»