САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Оперы «Дневник Анны Франк» и «Белая роза» прозвучали в Большом театре

Две оперы, объединенные антифашистской темой, планировали показать год назад, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, но из-за пандемии впервые исполнили только сейчас

«Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана: премьеры в Большом театре / Иллюстрация к постановке — Большой театр
«Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана: премьеры в Большом театре / Иллюстрация к постановке — Большой театр
Моноопера «Дневник Анны Франк» писалась Григорием Фридом (1915—2012) на его собственное либретто, литературной основой которого стал подлинный текст дневника Анны Франк (1929—1945) в переводе с голландского Риты Райт-Ковалевой. Камерная опера «Белая роза» Удо Циммермана (род. 1943) посвящена студентам Мюнхенского университета, которые организовали в 1942 году группу Сопротивления под названием «Белая роза» (просуществовала до 1943). Либретто Вольфганга Виллашека.

Текст: Мария Бабалова/РГ

На Камерной сцене имени Б. А. Покровского Большого театра состоялась премьера спектакля из двух одноактных опер, объединенных одной антифашистской темой - "Дневник Анны Франк" Григория Фрида и "Белая роза" Удо Циммермана в постановке дирижера Филиппа Чижевского и немецкого режиссера Ханса-Йоахима Фрая в тандеме с художником Петром Окуневым.

Постановку планировали показать еще год назад к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но из-за пандемии и карантина представили только сейчас.

Литературной основой монооперы Григория Фрида "Дневник Анны Франк" стали подлинные заметки еврейской девочки-подростка, которая скрывалась от нацистов в оккупированном Амстердаме. На протяжении 26 месяцев она вела дневник своей жизни до того момента, когда ее тайное убежище не было раскрыто и девочка погибла в концлагере. Записи Анны Франк были опубликованы в виде книги в 1947 году, а в 1972-м советский композитор Григорий Фрид создал монооперу, в которой максимально сохранил текст оригинала. Впервые "Дневник Анны Франк" в Камерном театре поставила Екатерина Васильева в 2010 году, а "Белая роза" немца Удо Циммермана только сейчас была представлена в России.

Героями его дуэтной оперы стали тоже реальные люди - брат и сестра Ганс и Софи Шолль, которые были участниками антифашистской подпольной организации, созданной студентами Мюнхенского университета в 1942 году. Название они придумали, вдохновившись заглавием одного из романов немецкого антивоенного писателя Бруно Травена, оно и стало названием оперы, что рассказывает о последних часах их жизни: юные Софи и Ганс были казнены за распространение листовок. Мировая премьера спектакля прошла в 1967 году в Дрездене. Но Большой театр для постановки выбрал вторую, камерную редакцию оперы, сделанную Удо Циммерманом 1986 году и получившую подзаголовок "Сцены для двух певцов и пятнадцати музыкантов".

Крохотная сцена прекрасно передает то, как одновременно сжалось и сконцентрировалось жизненное пространство трех молодых людей, что хотят жить и любить, но ощущают лишь запах приближающейся смерти. Ханс-Йоахим Фрай, по сути, объединил в одну судьбы еврейской девочки и двух немецких антифашистов, которые в реальности, конечно, не подозревали о существовании друг друга. Получилось немного плакатно. На сцене вокруг Анны Франк постоянно какая-то суета и "многолюдие" в поисках внешней, а не внутренней эффектности. А когда уже после антракта Анна снова появляется на сцене и бродит между Гансом и Софи Шолль, это и вовсе лишает публику пусть иллюзорной, но такой нужной всем надежды на спасение юных героев: видения одних и загробная жизнь другой спутываются в один клубок на фоне видеопроекций с кадрами хроники, что то и дело "перекрывают" их лица. Это один из сильных моментов спектакля, показывающий, как исторические события и диктаторский деспотизм перемалывают жизни людей.

Но партитуры Фрида и Циммермана - вещи абсолютно разные. И их объединение в музыкальном, а не тематическом плане выглядит так же странно, как и тактильные соприкосновения Анны и Софи на сцене. И дирижер Филипп Чижевский своей работой только подчеркивает их разность, как стилистическую, так и эмоциональную. И если в музыке Фрида дирижер считает, что есть что-то близкое прежде всего к Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, то музыкальный язык Циммермана намного более эклектичен и романтичен: в нем отголоски произведений Генриха Шютца и Иоганна Себастьяна Баха - ведь герои пытаются понять происходящее, исходя из христианской веры, и интонации немецкой песни Франца Шуберта и Роберта Шумана.

Слушать эту музыку - большая работа и для души, и для ума. Но еще больший, титанический труд - выучить эту музыку, и настоящее мужество - сделать эти образы живыми, а не шаблонными. Роли исполняют Александра Наношкина (Анна Франк), Ирина Хрулева и Василий Гафнер (Софи и Ганс Шолль). И Александра Наношкина, и Ирина Хрулева делают это феноменально: вокально на высоком уровне и актерски проникновенно до слез. Ведь и сегодня нет ответа на детский вопрос: "Почему на свете есть война?" И этот ответ надо искать постоянно, а не только ко Дню Победы.

Источник: rg.ru

«Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана: премьеры в Большом театре