Текст: ГодЛитературы.РФ
Скоро на главной площади страны прозвучат имена новых лауреатов премии «Лицей» им. А. С. Пушкина. Выберут их уважаемые члены жюри под председательством писателя, лауреата "Большой книги" и различных премий Леонида Юзефовича. Но для самых нетерпеливых и тех, у кого есть свое мнение по поводу авторов, которым необходимо отдать пальму первенства, мы проводим онлайн-голосование. Выбрать своего фаворита можно внизу страницы, а перед этим — ознакомиться с образцами молодой поэзии пятого премиального сезона.
БОРИС ПЕЙГИН
- А строки сверху вниз,
- И падают дождём,
- И запятая
- В тени зрачка, который пригвождён
- К тому, кто их не пишет, а читает.
- Но согласись, по меньшей мере, странно
- Всей тенью собственной
- Дрожать над белизной экрана,
- Над белизной, фарфоровой, как зуб,
- Над белизной, фарфоровой, как сон,
- Как стон,
- Как неприметный мыс,
- Как облачные сто,
- А тень срывается, и падает в грозу,
- И я за ней.
- В тире и точках строк, назначенных не мне,
- И, чем ясней эфир,
- Тем ночь темней.
- ...Экран погас, и снова замерцал;
- Шагали электронные сердца,
- Двухтактным шагом -
- На ноль, один,
- И снова, ноль, один
- Шеренгами идут чужие речи
- О тех, кто не надеется на встречу.
Читать поэтическую подборку Бориса Пейгина полностью на сайте премии
МИХАИЛ БОРДУНОВСКИЙ
- ВНУТРИ ВРАЖДЫ
- Преображение птиц над пыльной
- провинциальной аллеей славы —
- и поливальные тракторы обезоружены, и
- дикие гроздья су-24 над городом
- в штурмовом фехтовании застывают:
- республика светотени, любовь моя,
- брось камень в стекло проезжающего автомобиля,
- или он выйдет из рук твоих, говоря: «поздно,
- раньше я камнем был, но ныне я самый
- камень камня, и требую власти». Вещи
- и мы вслед за ними вдруг обнаружили — всё это время
- за нами из окон следил надломленный
- зверь: зной. Слипаясь в страхе пред зноем
- мы стали едины со всем, мы и думать забыли,
- что летняя жажда падёт, когда в город войдут
- чехословаки и белогвардейцы, и песни
- отменённых героев заполнят вокзал; в толпе
- дымчатое электричество принимает форму людей. Преображение:
- чувствовать боль времени точно так же, как головную
- боль. Узор вражды, оборотная
- сторона реки, там, где блуждают
- перелетные пятна греха, облака и военные
- преступники: кто их накормит? кто даст имена?
- Вот: я изучал алфавит по запретным книгам,
- и науку гнева мне преподавали запретные люди —
- теперь моя очередь кормить отцов войною,
- отнимая у волн имена, чтобы стало тише:
- и так уже в угольном воздухе невыносимо
- трещит Крым, и Дон, и Дикое поле,
- и сухая земля пустырей разламывается, обнажая
- мертвые ели, и сосны, и камни — самые камни камней.
Читать поэтическую подборку Михаила Бордуновского "В оптическом парке" полностью на сайте премии
ОЛЯ СКОРЛУПКИНА
- Померанье
- станция любань почти любовь
- полное собрание грибов
- с корешками бледными сырыми
- в четырёх томах в вагон внесли
- и запахло ими –
- как из-под земли
- сумрачный зверёк вагон-баюн
- ты проскочишь следующую
- не подманит рыжим пирожком
- не почешет за стальным ушком
- не покажет зданий и созданий
- раз недостижимы петушки
- едем едем едем в померанье
- там рушащаяся стенакирпичная и вставшие вокзальныечасы
- стоят сплошным расстройством пограничным скелеты ёлок лесополосы
- за ними (неразборчиво) а перед
- перрона каменистый чёрный берег
- так вот она изнанка полотна и um zu erreichen перегонный пункт
- здесь помню бабушка сошла одна и кричала как не представляет мунк
- кыш, бедный зверь
- стоянка пять минут
Читать поэтическую подборку Оли Скорлупкиной "Образ смерти" полностью на сайте премии
РОСТИСЛАВ РУСАКОВ
- МЫЛО
- Верёвка — понятно.
- Но раньше я думал, мыло необходимо,
- чтобы на нём как бы — ну, поскользнуться.
- Потому что ведь страшно всё это.
- Как-то ведь надо упасть — а зачем специально кому-нибудь падать?
- Да и вряд ли ты сможешь упасть — это же один только раз так и всё.
- Вдруг ничего не получится, опять ты всё нафиг испортишь:
- ссаный-му***-уходи, мы-не-будем-играть-с-тобой, имбицил-полудурок,
- неправильно-делаешь-всё, не-умеешь-как-надо…
- И всё в этом духе, не помню что дальше — я отключаюсь, немеет лицо, забываю.
- А с мылом всё просто:
- встаёшь на него аккуратно так, балансируешь
- Р-раз — и готово — красиво упал — как бывает в кино.
- Никто не ругается, не орёт на тебя разными там
- матными этими словечками — красиво, скажи.
- Так я маленький думал–
- вешал игрушки
- на нитках и на обмылках,
- которые собирал
- с холодного ковролина:
- мама моя — портная.
- Много у нас на полу этих
- ниток, обмылков —
- собираю я их бульдозером
- редкой расчёски
- к виселице из кубиков:
- мой папа — столяр.
- Много у нас этих кубиков,
- щепок и стружки —
- вот привёз их ещё заодно —
- типа это, не знаю…
- Какие-нибудь, блин, не знаю.
- Петельку делаем как на шнурках учат нас в садике
- и надеваем на голову — ну кому, ну кому — ну, вот спайдер-мену хотя бы.
- Молчит– недовольный, конечно — а что делать, разве ты выбираешь?
- Не жалуйся, хватит реветь, не реви же!
- Ну что ты как маленький — надо.
- Поди
- на ладошку,
- вставай на обмылок.
- Оп-ля, такой новый год:
- красуйся на ёлочке, зяблик.
- Остальные все смотрят, молчат:
- Осуждают
- зайцы и белочки
- Черепашки-ниндзя
- позеленели. Покемоны
- застыли с улыбкой — они
- иностранцы не в курсе какие
- у нас тут порядки вообще. Может
- оно так и надо, да и все попривыкли уже.
- Урааааааааааа,
- солдатики хоть за меня
- Всех повешу на ёлочку, кроме
- солдатиков и зелёных — вот будет праздник!
- Никто ничего не скажет — радуемся, молчим и всё
- понимаем. Вот ведь единомыслие — редкость, которая
- длится
- и длится и
- длится.
- А я и теперь не знаю — зачем это мыло, ей-богу
- Не знаю зачем оно — руки умою.
- Мм… вот ведь пахнут как!
- Розами пахнут, скажи.
Читать поэтическую подборку Ростислава Русакова "Кстати, помню" полностью на сайте премии
КАТЯ МАЛИНОВСКАЯ
- Вариация
- той странной ночью
- когда воем кричали электромашины
- я не могла уснуть
- слушая стоны железные крики
- задушенный паром плач
- я старалась уловить музыку
- и записать словами
- тогда я ещё не знала
- что бедный мой папа
- уже захлебнулся
- уснул в ледяной воде
- вода в Енисее великая и острая
- как гневное пламя возмездия
- позже я думала много
- обо всех обстоятельствах
- очередного небесного спектакля
- одновременно переживая
- боль невысказанной любви
- и удивление железному замыслу
- некоторые детали все ещё удивляют меня, неприятно касаясь моей души
- как бы случайно
- беспомощная гордыня отца
- чёрные дыры-глаза его матери
- её бессмысленность
- тайна последних минут
- тайна последнего шага
- пропавшее тело
- тупой до икоты повод
- клоунский день второе августа
- и где-то там сбоку под лестницей
- дочь
- любящая сильнее
- жадно обнимающая фотографии
- я буду гладить тебя глазами
- ты спасёшься ты должен знать
- мое чувство не уничтожило даже самое жуткое равнодушие на земле
- равнодушие отца к дочери
- поэтому
- моя любовь к тебе вечна
- и непоколебима
Читать поэтическую подборку Кати Малиновской "Соприкосновения" полностью на сайте премии
ДЕНИС БЕЗНОСОВ
- коммос
- carrying away the little light dead people
- t. s. eliot
- уносят маленьких легких мертвых
- выносят крупных способных дальше
- спокойный близится теплый вечер
- воспой оставшихся там сивилла
- которым дали сжимать меж пальцев
- иссохши пригоршни пыли праха
- расплывчат контур крошатся тени
- единожд сшитый с пустым пейзажем
- глухой девятый удар последний
- зияют щели на рыхлом небе
- в безлюдном бергамо воют птицы
- апрель из месяцев самый скучный
Читать поэтическую подборку Дениса Безносова полностью на сайте премии
КОНСТАНТИН КОМАРОВ
- Я никогда к тебе не прикоснусь,
- как слово прикасается к бумаге:
- на это мне не хватит нежных чувств,
- сердечной глуби, бережной отваги.
- Душе не хватит смертного старья —
- так понял я, себя назад листая.
- А ведь когда-то рядышком стоял,
- впритык к тебе. Стоял-стоял и стаял.
- И в горсть собрав свою немую грусть —
- пустую и простую, как мычанье,
- я никогда к тебе не прикоснусь,
- как слово прикасается к молчанью.
Читать поэтическую подборку Константина Комарова "Прорезь прозренья" полностью на сайте премии
ЕКАТЕРИНА ХИНОВКЕР
- Пациент
- Медсестра,
- Медсестра,
- Дотяни до утра.
- Там в утре цветы сирени —
- Прям как у меня в нутре
- Расцветали
- В юном месяце апреле, в ласковом мае
- Пока все спали
- Сказочки смотрели
- Ох, сестрёночка, сестра
- Сны бы сны, тебе бы сны
- На звоне серебряной рассветной блесны
- Все ты знаешь, с той стороны
- Иглы
- Смерть
- моя
- на конце трубы.
- Только бы не тушка в сундуке, да кабы.
- Ах, сестрёнушка-алёнушка-сестра,
- Не спи. Не спи.
- Не дай клубочку размотаться!
- Займи глаза хоть чем-нибудь
- Ухом одним слушай из окна сирень и свои детские песни из 90-х,
- Другим слушай мое дыханье —
- Дай человеком до утра добраться.
- Будь ко мне, пожалуйста, по-братски.
Читать поэтическую подборку Екатерины Хиновкер "Ковид" полностью на сайте премии
СОРИН БРУТ
- *** (А ПОМНИШЬ?..)
- А помнишь?
- Помнишь? Помнишь?
- Ночь, Забелина, у Мандельштама
- пили пиво, болтали. Уже не вспомнишь,
- о чем болтали. Потом связали,
- почти связали в кольцо бульвары —
- дошли от Яузского до Тверского.
- А дальше, честное слово,
- глупо.
- Ноги натерли. А надо по новой
- было следующей ночью
- точь-в-точь
- так же.
- А помнишь?
- Помнишь еще такое?
- Я писал рекламу на Алексеевской,
- а вечером приезжал за тобой
- к торговому центру.
- Читал Белля, пока ты не выйдешь.
- И мы шли домой
- мимо старого стадиона.
- И что-то в этом было.
- А еще, а еще, а еще, помнишь?
- Приходил Миша.
- Мы сидели всю ночь на балконе.
- Часами курили и говорили.
- Только решетка нас отделяла от ночи.
- И мы столько тогда на троих придумали книг.
- Мы придумали свой язык
- ночных историй —
- трое в лодке балкона в море
- двора,
- а с утра
- похмелье…
- На Забелина,
- у Мандельштама…
- даже странно, что все это осталось там —
- нигде —
- на Алексеевской.
Читать поэтическую подборку Сорина Брута "Бесконечный район" полностью на сайте премии
ИВАН КУПРЕЯНОВ
- Не страшно, скорее — противно
- смотреть на пустеющий мир.
- Налей, Антонина Крапивна,
- в стаканчик, замытый до дыр.
- Мы виделись мельком и прежде —
- четыре ли раза ли, пять…
- Я вырос до той без надежды,
- когда это можно считать.
- Но, впрочем, не надо о тщетном,
- давай о посёлке одном,
- где пах оглушительным летом
- огромный жасмин за окном.
- ЯК40 як пёсик задирист,
- утробен ИЛ76.
- Когда самолёты садились,
- стекло начинало свистеть.
- В каком восхитительные соре
- я жил до прошествия лет!
- И можно сидеть на заборе,
- и это почти интернет…
- Налей, Антонина Крапивна,
- начисли, плесни, нацеди.
- Таинственно, конспиративно
- налей. А потом уходи.
- Руками своими не трогай,
- красивую пыль не стирай.
- Я жил под небесной дорогой,
- я знаю, как выглядит рай.
Читать поэтическую подборку Ивана Купреянова полностью на сайте премии