Текст: ГодЛитературы.РФ
К заголовку ничего-то и не добавишь — ниже вы найдете десять стихотворений из необъятной и эклектичной премиальной сотни, которые особо приглянулись нашей многоголовой редакции. Можете прочитать их просто так, исключительно для поэтической услады, а можете перейти от услады к действию: проголосовать проголосовать за своего фаворита можно в конце страницы.

ДЕНИС БЕЗНОСОВ
памяти матери
- никогда не писал от первого лица
 - сознательно сторонился прямолинейности полагая
 - что литература теряет в содержании если проговаривать
 - некий частный сюжет вместо запутанной метафоры
 - изложенной через специально сконструированный механизм
 - разномастной лексики и прихотливого синтаксиса
 - неудобного метра и системы чередующихся клаузул
 - поскольку именно таким видится необходимый текст
 - способный ничего не говорить в лоб ни в чем не исповедоваться
 - не заигрывать с той или иной повесткой не спекулировать на чувствах
 - не быть заведомо понятным всем и каждому
 - но потом вокруг стали исчезать люди
 - без которых едва ли можно представить действительность
 - едва ли можно дальше брезговать простыми мыслями
 - незамысловатой почти разговорной речью понятной
 - и до тошноты обыкновенной вроде оборванного разговора
 - с известным развитием и исходом или очередного действия
 - ни на что не влияющего но продолжаемого ради заработка
 - либо для поддержания жизнедеятельности
 - потом посреди очередного одинакового дня
 - в душной московской больнице исчез фрагмент прошлого
 - от начала до настоящего времени то есть почти целиком
 - прошлое с его сюжетами и персонажами запахами и фотографиями
 - говорят она перестала дышать во сне
 - не дождавшись зависимости от обезболивающих
 - каждое утро подбирая нужные слова
 - язык теряет дар речи
 

ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ
Мост Луи-Филиппа
- С моей веселой привычкой лезть на рожон
 - и предпочитать свободу любому набору благ,
 - я хотел бы окончить дни парижским бомжом.
 - Пусть все будет примерно так.
 - Чтобы, как Оля Мещерская хороша,
 - Отлетела на волю моя душа.
 - А тело будет лежать над зеленой водой,
 - и вода играть всклокоченной бородой,
 - и, размышляя о бессмертье души,
 - будут смотреть на воду осиротевшие вши.
 - А когда к воде спустится санитар
 - и тронет тело ногой, все будет примерно так.
 - Он махнет напарнику: «Спускайся! Этот готов».
 - И, неспешно сделав из фляжки крепкий глоток,
 - они повернут тело в небо лицом
 - и с удивленьем увидят, что перед концом:
 - «Он улыбался. Ты посмотри, Жан,
 - Он, похоже, счастлив, что наконец сбежал».
 - И под мостом будет Сена течь из марта в апрель.
 - И меня отпоет Брель.
 

ИВАН АХМЕТЬЕВ
- это наяву
 - мы сны забываем
 - а во сне
 - мы помним их все
 - чудесно!
 - все сны
 - спасены
 

ОЛЬГА АНИКИНА
- Кто после язвы моровой
 - остался целый и живой —
 - тому и слава, и свобода.
 - А прочих катим в коридор
 - и в лифт.
 - Естественный отбор
 - и царствие без кислорода.
 - Так было веку испокон.
 - Биологический закон
 - работает легко и грубо:
 - когда торчит из глотки трубка
 - и раздуваются меха,
 - какого вам ещё стиха.
 - Какого вам ещё рожна
 - от победителя орлянки.
 - Мокрота, кровь или слюна
 - внутри пробирки или склянки,
 - сто образцов, и только твой —
 - победа в третьей мировой,
 - смотри, как близко до небес-то.
 - Шепчу летящему грошу,
 - скорей упасть его прошу:
 - среди бессмысленного квеста
 - я занимаю чьё-то место
 - и чьим-то воздухом дышу
 
ИГОРЬ КАРАУЛОВ
- Королевские семьи несчастны всегда,
 - а шахтёрские семьи прекрасны,
 - а матросские семьи — слеза как вода,
 - а актёрские огнеопасны.
 - И когда Санта-Клаус ведёт под уздцы
 - своего золотого оленя,
 - он за флотскую милю обходит дворцы,
 - где копили тоску поколенья.
 - Он стучится с подарками в двери квартир,
 - где нехитрые люди ликуют,
 - и лобастого шкета зовёт «командир»,
 - а девчонку в макушку целует.
 - Он садится на стул, достаёт из мешка
 - леденцы, марципаны, конфеты,
 - изумрудные серьги, цветные шелка,
 - луки, дротики, шпаги, мушкеты.
 - И пока на два локтя не скрылась земля
 - в непролазной холодной извёстке,
 - подарить успевает модель корабля
 - сиротинушке в синей матроске.
 - Он велит, чтобы смех осыпался как снег —
 - смех над папертью, смех над колонной,—
 - потому что Господь народился для всех,
 - кроме тех, кто увенчан короной.
 - Королевские семьи несчастны всегда.
 - Санта-Клаус летит над домами,
 - и пылает, как магний, его борода,
 - предвещая весеннее пламя.
 

ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ
Вне цикла
- Полетели утки-гуси, полетели
 - низко-низко, часто-часто, как к дождю.
 - Над Москвою, над Манежем, над метелью,
 - Надо мной, как над рекою. (Не могу.)
 - У папаши, у мамаши будет праздник,
 - холодец, мясное разное, кутья,
 - торт творожный и блины с припёком. Разве
 - мы напрасно напекли их? (Без тебя.)
 - Над Москвою, над Парижем, над Понежьем
 - (за холмом — всегда — не русская земля)
 - кличут гуси-утки. Где же, где же
 - полосатая рубашечка твоя?
 - Поглупели наши гуси, постарели,
 - округлили подбородок и живот.
 - — Больше в подполе, под крышкой, за метелью
 - наша радость с нами не живет.
 - Гусь — смешно, а заяц ненадолго.
 - Сытый селезень, используй власть свою:
 - у меня болит, болит твоя иголка,
 - я сейчас ее переломлю.
 - Чтоб полезли пятна и морщины
 - в носогубье, в незабудки глаз:
 - гуси-лебеди уйдут, уйдут мужчины,
 - только счастье не уйдет от нас.
 - Потому что с дальнего Азова
 - не доступный ни для пушек, ни для стрел,
 - это я в веночке роз, в венке терновом,
 - как Кащей бессмертный, прилетел.
 - И стою, и плачу поминутно,
 - посреди толпы, как бы во сне,
 - и твержу: «Отдайте утку, утку,
 - утку с зайчиком моим — отдайте мне».
 

МАРИЯ ГАЛИНА
Горьенна
- 1.
 - Солнце идет к закату, над морем воздух чист
 - к молодому адвокату приходит другой юрист,
 - они сидят на веранде, как в каком-то романе
 - вино у них Аманти, галстуки от Армани
 - а там, где белая пена растворяется в голубой
 - воде сияет Горьенна немыслимой красотой,
 - такая, что слов не хватит о ней рассказать всерьез
 - красная на закате, зеленая в свете звезд
 - Растают в ленивой неге еще одни пять минут
 - зря, говорит он коллеге, ты поселился тут
 - есть преданье такое у всех, кто тоской томим
 - не отыскать покоя и после смерти им
 - здесь от начала времен / души всех, кто когда-то
 - несправедливо казнен / в поисках адвоката
 - сходятся отовсюду / собираясь сюда
 - требуя пересуда / или пересуда
 - В синих ее долинах, на порыжелых склонах
 - бродят тени невинных, призраки убиенных
 - Здесь неплохое кьянти / ах, мой друг перестаньте
 - 2.
 - Где за полями поле / застит другое поле
 - солнце в столбе багряном / в облаке снежной пыли / в снежной сухой метели
 - там они как бы жили, / хотя и не преуспели
 - 3.
 - Смотри, как из тучных башен, / точнее, из башных туч
 - выходит, совсем не страшен, последний зеленый луч
 - 4.
 - Я вас не люблю, сказал он, но буду вам верный друг
 - с прекраснейшего вокзала уходит поезд на юг
 - свинцовые эти своды на насекомый манер
 - похитил у природы чахоточный инженер
 - сходят на нет их крыши плавной такой дугой
 - восславим же рейсшину и карандаш тугой
 - шляпки и чемоданы бродят туда-сюда
 - право же очень странно, что это не навсегда
 - она же, скрывая слезы, идет, побледнев лицом
 - междувоенной прозы классическим образцом
 - синеют стрекозьи крылья, подбиты мехом дымка
 - без всякого усилья / (отбивая мячик гудка)
 - небо держа, / пока
 - из мест, совсем незнакомых, / с дальних аэродромов
 - рой иных насекомых
 - вдоль рыжих полей зеленых зеленой чужой страны
 - гусенички вагонов так хорошо видны
 - студнем лежат на блюде пестрые города
 - боже, что с нами будет? — / то же, что и всегда
 - 5.
 - Что там тебе приснится, покуда метет метель
 - смотри же, какая ницца, смотри какой куршавель
 - смотри, каких нуворишей мы высвистали из тьмы
 - смотри, все ближе и ближе почти такие, как мы
 - под крышами парижа / почти такие, как мы
 - Здесь неплохое кьянти / ах, мой друг перестаньте
 - покуда за честь науки гремит паровая жизнь
 - восславим же умные руки, точные чертежи
 - башенки водокачек, маленькие дома
 - ну что ты опять плачешь? / ах, не знаю сама
 - что там тебе приснится в черной глухой степи
 - это просто зарницы, / спи, дорогая, спи...
 - 6.
 - Кажется, я их слышу в самых простых вещах
 - словно летучие мыши мечутся и пищат
 - летучей свистит летучая / мышь / на маленьких клочьях тьмы
 - мы помнишь,
 - ты помнишь,
 - вы помнишь
 - как были счастливы мы
 - как нам подсвистывал зяблик, шуршал перелетный уж
 - в саду где деревья яблок, а также деревья груш...
 - Я вас не люблю, сказал он, но буду вам верный муж...
 - она же, глотая слезы, уже стоит под венцом
 - классической старой прозы классическим образцом.
 - Какая пенная пена, какой прибойный прибой
 - как скрылась гора Горьенна в тени своей голубой...
 - редкие вспышки света, смоляная жара
 - не тревожься, это / просто прожектора
 - 7.
 - Тоненькие границы зеленых синих земель
 - смотри же, какая ницца, смотри, какой куршавель
 - сколько веселой плоти к нам привозят сюда
 - белые самолеты, красные поезда
 - какие смешные моды диктует эта весна!
 - Они уедут на воды, / вернется она одна
 - Шляпки и чемоданы, беленькие суда.
 - Право же, очень странно, что это не навсегда.
 - Зов отдаленного рая, как тихий подкожный зуд
 - куда нас везут, не знаю, знаю лишь, что везут
 - Словно летучие мыши свищут над гладью вод
 - тише, родная, тише, скоро и наш черед
 - скоро и нам с вещами, и ветер коснется щек
 - конечно же, мы мещане, боже мой, кто ж еще?
 - загреб, париж и ницца всего лишь мираж в степи
 - Это просто зарницы. Спи, дорогая, спи.
 - Свет на дедовский даче дернулся и погас
 - Разве какой случай нас бы случайно спас
 - слушай же нас, слушай,
 - слушай же нас, слушай
 - слушай же нас слушай
 - слушай же
 - слушай
 - нас
 - Редкие вспышки света, августовская гроза
 - не тревожься, это...
 - ...
 - просто закрой глаза
 - 8.
 - Ходит солнце по кругу над мировой водой отвечает другу адвокат седой
 - мы с тобой тут засиделись чуть ли не до темна, впрочем, какое дело? Выпей еще вина,
 - здесь неплохое кьянти. Ах, мой друг, перестаньте, мало ли что за горы в нашем личном аду,
 - все эти разговоры ни к чему не ведут,
 - Альпы и Аппалачи / никто по нам не заплачет
 - ты уж меня прости, но / в самом конце пути в случае карантина лучшего не найти
 - Смотри, как из тучных башен, / точнее из башных туч выходит совсем нестрашен, последний зеленый луч
 - Вот солнце в заливе тонет, / вот облако в небе тает
 - а если кто-то и стонет, / что-то и долетает
 - то с возрастом слух ветшает, и каждый прощальный крик скорее просто мешает, когда ты, увы, старик
 - мало ли кто там плачет, пуская воду из глаз
 - свет на дедовской даче дернулся и погас
 - увы, нам всем, неизменно, откуда бы мы ни шли
 - сияет гора Горьенна с любого конца земли
 - такая, что слов не хватит о ней рассказать всерьез красная на закате, лиловая в свете звезд
 - еще за это ответит кто нас сюда привез
 - Но слушай, вот-вот он треснет, / кокон общей судьбы каждый из нас убит. Каждый из нас воскреснет.
 

АЛЕКСАНДР КАБАНОВ
- Апокалипсис, лето, развалины, как роман,
 - внутри скелета гудит вибратор, вокруг — туман,
 - а я — пуаро в восточном экспрессе эспрессо пью,
 - смотрю на то и смотрю на это, и всех люблю.
 - Твои обмылки, мои обмолвки, деревья мчат,
 - заходят волки и в кофемолки кладут зайчат,
 - но поезд длится, и на стоп-кране: июнь, июль,
 - ты в вечной течке, моя волчица, а я — эркюль.
 - Деревья мчат за окном вагона, в листву мыча,
 - как жаль, что кофе без кардамона и эль — моча,
 - найди для мертвых слова простые, слова земли,
 - воскреснут вновь города пустые, а ты — замри:
 - покуда счастьем не отравился в последний час,
 - я на иконку твою молился и кошку спас,
 - а день — варенье из ежевики, а ночь — корсет,
 - и нет убийцы, но есть улики, как тьма и свет.
 - Ты понимаешь, что в фильме омен — финал фуфло,
 - мир уничтожен, и ты — виновен, не повезло,
 - агаты кристи бессмертным братом уйти в лонгрид,
 - по ком в скелете гудит вибратор, гудит, гудит.
 

АЛЛА ГОРБУНОВА
- кукушкин мëд
 - а не кровавый опыт
 - попросят стражи вечности на входе
 - вот ты пришёл, давай кукушкин мëд
 - а ты в ответ: вот боль моя и слëзы
 - ты говоришь:
 - смотри какой огромный
 - великий смысл
 - я притащил с собой
 - прошедший через все мои невзгоды
 - сквозь все мои женитьбы и разводы
 - а эти морщатся и смотрят на него
 - как будто это лужица блевоты
 - и за своë: а где кукушкин мëд?
 - ты говоришь:
 - кукушка не пчела
 - не липа, не гречиха, не подсолнух
 - не падь и не медовая роса
 - не донник, не душица, не шалфей
 - не клевер, не люцерна, не терновник
 - не мята, не черёмуха, не клëн
 - не чёрный тмин, не сахарный сироп
 - нет мëда у кукушки, остолопы
 - вздыхают стражи
 - говорят: иди
 - в ту вечность, что живëт в твоей груди
 - иди
 - гляди закрытыми глазами
 - вся вечность есть пустой кукушкин сад
 - в нëм липы мелколистные блестят
 - и с них стекает мëд зеленоватый
 - цветëт гречиха пряно и остро
 - подсолнухи цветут
 - цветут каштаны
 - и всюду падь, медовая роса
 - и пчëлы опыляют разнотравье
 - и всюду сок деревьев и смола
 - и степь, и горы, поле, лес и море
 - звучит везде:
 - «ку-ку... ку-ку... ку-ку»
 - и гнëзда бесконечные кукушек
 - а сами те кукушки как цветы
 - на них садятся пчëлы, опыляют
 - но и кукушки тоже сами пчëлы
 - садятся на цветы, сосут нектар
 - везде везде
 - кукушкин мëд
 - и ты не знаешь
 - зачем всë это
 - где любовь, где смысл
 - зачем ты умер и зачем ты жил
 - где воздаяние и где возмездье
 - над головой кукушкины созвездья
 - ку-ку
 - ку-ку
 - доносится из бездны
 - ку-ку
 - ку-ку
 - и дырочка в боку
 

ВЛАДИМИР СТРОЧКОВ
Инотавр
- Мир тесен. Мир тесéен. Норовит
 - он в твой ушной отдельный лабиринт
 - и в твой смешной отшельный кабинет
 - ворваться, скучась в толпы «да» и «нет»,
 - взорваться, вспучась всеми «нет» и «да»,
 - ловча словить и ткнуть хотя б куда.
 - А ты сидишь, набычившись, мыча,
 - и ждёшь дубины скучного меча,
 - надеясь лишь на тоненькую нить —
 - не для него, себе, — путь сохранить,
 - каким свинтить по нитке, хитрый винт
 - в другой, какой подальше, лабиринт,
 - подалее от кноссов, от каносс,
 - от охлоса, чей логос как понос,
 - от демоса, чей минус — грязный плюс,
 - от миноса, чья милость — грозный груз;
 - в другой, какой поглуше, кабинет,
 - где нету этих орд из «да» и «нет»,
 - куда не долетает этот крик,
 - где тишина, покой и пыль от книг.
 - Но хитрый финт тебя не упасёт
 - от «да» и «нет» высочеств и босот;
 - и лабиринту новому хана:
 - ты минотавр, и в том твоя вина.
 
Голосуем
Бонус

РОСТИСЛАВ АМЕЛИН
Данте









