САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Премия «ПОЭЗИЯ» 2021. 10 лучших стихотворений — выбор редакции

Эксперты «Поэзии» отобрали 100 лучших стихотворений за отчетный год, а мы укоротили список до 10 самых (по нашему неэкспертному мнению) лучших — и по традиции предлагаем читателям выбрать самое-самое

Текст: ГодЛитературы.РФ

К заголовку ничего-то и не добавишь — ниже вы найдете десять стихотворений из необъятной и эклектичной премиальной сотни, которые особо приглянулись нашей многоголовой редакции. Можете прочитать их просто так, исключительно для поэтической услады, а можете перейти от услады к действию: проголосовать проголосовать за своего фаворита можно в конце страницы.

ДЕНИС БЕЗНОСОВ

памяти матери

  • никогда не писал от первого лица
  • сознательно сторонился прямолинейности полагая
  • что литература теряет в содержании если проговаривать
  • некий частный сюжет вместо запутанной метафоры
  • изложенной через специально сконструированный механизм
  • разномастной лексики и прихотливого синтаксиса
  • неудобного метра и системы чередующихся клаузул

  • поскольку именно таким видится необходимый текст
  • способный ничего не говорить в лоб ни в чем не исповедоваться
  • не заигрывать с той или иной повесткой не спекулировать на чувствах
  • не быть заведомо понятным всем и каждому

  • но потом вокруг стали исчезать люди
  • без которых едва ли можно представить действительность
  • едва ли можно дальше брезговать простыми мыслями
  • незамысловатой почти разговорной речью понятной
  • и до тошноты обыкновенной вроде оборванного разговора
  • с известным развитием и исходом или очередного действия
  • ни на что не влияющего но продолжаемого ради заработка
  • либо для поддержания жизнедеятельности

  • потом посреди очередного одинакового дня
  • в душной московской больнице исчез фрагмент прошлого
  • от начала до настоящего времени то есть почти целиком
  • прошлое с его сюжетами и персонажами запахами и фотографиями

  • говорят она перестала дышать во сне
  • не дождавшись зависимости от обезболивающих
  • каждое утро подбирая нужные слова
  • язык теряет дар речи

ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ

Мост Луи-Филиппа

  • С моей веселой привычкой лезть на рожон
  • и предпочитать свободу любому набору благ,
  • я хотел бы окончить дни парижским бомжом.
  • Пусть все будет примерно так.
  • Чтобы, как Оля Мещерская хороша,
  • Отлетела на волю моя душа.
  • А тело будет лежать над зеленой водой,
  • и вода играть всклокоченной бородой,
  • и, размышляя о бессмертье души,
  • будут смотреть на воду осиротевшие вши.
  • А когда к воде спустится санитар
  • и тронет тело ногой, все будет примерно так.
  • Он махнет напарнику: «Спускайся! Этот готов».
  • И, неспешно сделав из фляжки крепкий глоток,
  • они повернут тело в небо лицом
  • и с удивленьем увидят, что перед концом:
  • «Он улыбался. Ты посмотри, Жан,
  • Он, похоже, счастлив, что наконец сбежал».
  • И под мостом будет Сена течь из марта в апрель.
  • И меня отпоет Брель.

ИВАН АХМЕТЬЕВ

  • это наяву
  • мы сны забываем

  • а во сне
  • мы помним их все

  • чудесно!
  • все сны
  • спасены

ОЛЬГА АНИКИНА

  • Кто после язвы моровой
  • остался целый и живой —
  • тому и слава, и свобода.
  • А прочих катим в коридор
  • и в лифт.
  • Естественный отбор
  • и царствие без кислорода.

  • Так было веку испокон.
  • Биологический закон
  • работает легко и грубо:
  • когда торчит из глотки трубка
  • и раздуваются меха,
  • какого вам ещё стиха.

  • Какого вам ещё рожна
  • от победителя орлянки.
  • Мокрота, кровь или слюна
  • внутри пробирки или склянки,
  • сто образцов, и только твой —
  • победа в третьей мировой,
  • смотри, как близко до небес-то.

  • Шепчу летящему грошу,
  • скорей упасть его прошу:
  • среди бессмысленного квеста
  • я занимаю чьё-то место
  • и чьим-то воздухом дышу

ИГОРЬ КАРАУЛОВ

  • Королевские семьи несчастны всегда,
  • а шахтёрские семьи прекрасны,
  • а матросские семьи — слеза как вода,
  • а актёрские огнеопасны.
  • И когда Санта-Клаус ведёт под уздцы
  • своего золотого оленя,
  • он за флотскую милю обходит дворцы,
  • где копили тоску поколенья.
  • Он стучится с подарками в двери квартир,
  • где нехитрые люди ликуют,
  • и лобастого шкета зовёт «командир»,
  • а девчонку в макушку целует.
  • Он садится на стул, достаёт из мешка
  • леденцы, марципаны, конфеты,
  • изумрудные серьги, цветные шелка,
  • луки, дротики, шпаги, мушкеты.
  • И пока на два локтя не скрылась земля
  • в непролазной холодной извёстке,
  • подарить успевает модель корабля
  • сиротинушке в синей матроске.
  • Он велит, чтобы смех осыпался как снег —
  • смех над папертью, смех над колонной,—
  • потому что Господь народился для всех,
  • кроме тех, кто увенчан короной.
  • Королевские семьи несчастны всегда.
  • Санта-Клаус летит над домами,
  • и пылает, как магний, его борода,
  • предвещая весеннее пламя.

ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ

Вне цикла

  • Полетели утки-гуси, полетели
  • низко-низко, часто-часто, как к дождю.
  • Над Москвою, над Манежем, над метелью,
  • Надо мной, как над рекою. (Не могу.)

  • У папаши, у мамаши будет праздник,
  • холодец, мясное разное, кутья,
  • торт творожный и блины с припёком. Разве
  • мы напрасно напекли их? (Без тебя.)

  • Над Москвою, над Парижем, над Понежьем
  • (за холмом — всегда — не русская земля)
  • кличут гуси-утки. Где же, где же
  • полосатая рубашечка твоя?

  • Поглупели наши гуси, постарели,
  • округлили подбородок и живот.
  • — Больше в подполе, под крышкой, за метелью
  • наша радость с нами не живет.

  • Гусь — смешно, а заяц ненадолго.
  • Сытый селезень, используй власть свою:
  • у меня болит, болит твоя иголка,
  • я сейчас ее переломлю.

  • Чтоб полезли пятна и морщины
  • в носогубье, в незабудки глаз:
  • гуси-лебеди уйдут, уйдут мужчины,
  • только счастье не уйдет от нас.

  • Потому что с дальнего Азова
  • не доступный ни для пушек, ни для стрел,
  • это я в веночке роз, в венке терновом,
  • как Кащей бессмертный, прилетел.

  • И стою, и плачу поминутно,
  • посреди толпы, как бы во сне,
  • и твержу: «Отдайте утку, утку,
  • утку с зайчиком моим — отдайте мне».

МАРИЯ ГАЛИНА

Горьенна

  • 1.
  • Солнце идет к закату, над морем воздух чист
  • к молодому адвокату приходит другой юрист,
  • они сидят на веранде, как в каком-то романе
  • вино у них Аманти, галстуки от Армани
  • а там, где белая пена растворяется в голубой
  • воде сияет Горьенна немыслимой красотой,
  • такая, что слов не хватит о ней рассказать всерьез
  • красная на закате, зеленая в свете звезд

  • Растают в ленивой неге еще одни пять минут
  • зря, говорит он коллеге, ты поселился тут
  • есть преданье такое у всех, кто тоской томим
  • не отыскать покоя и после смерти им
  • здесь от начала времен / души всех, кто когда-то
  • несправедливо казнен / в поисках адвоката
  • сходятся отовсюду / собираясь сюда
  • требуя пересуда / или пересуда

  • В синих ее долинах, на порыжелых склонах
  • бродят тени невинных, призраки убиенных

  • Здесь неплохое кьянти / ах, мой друг перестаньте

  • 2.
  • Где за полями поле / застит другое поле
  • солнце в столбе багряном / в облаке снежной пыли / в снежной сухой метели
  • там они как бы жили, / хотя и не преуспели

  • 3.
  • Смотри, как из тучных башен, / точнее, из башных туч
  • выходит, совсем не страшен, последний зеленый луч

  • 4.
  • Я вас не люблю, сказал он, но буду вам верный друг
  • с прекраснейшего вокзала уходит поезд на юг
  • свинцовые эти своды на насекомый манер
  • похитил у природы чахоточный инженер

  • сходят на нет их крыши плавной такой дугой
  • восславим же рейсшину и карандаш тугой

  • шляпки и чемоданы бродят туда-сюда
  • право же очень странно, что это не навсегда
  • она же, скрывая слезы, идет, побледнев лицом
  • междувоенной прозы классическим образцом

  • синеют стрекозьи крылья, подбиты мехом дымка
  • без всякого усилья / (отбивая мячик гудка)
  • небо держа, / пока
  • из мест, совсем незнакомых, / с дальних аэродромов
  • рой иных насекомых

  • вдоль рыжих полей зеленых зеленой чужой страны
  • гусенички вагонов так хорошо видны
  • студнем лежат на блюде пестрые города
  • боже, что с нами будет? — / то же, что и всегда

  • 5.
  • Что там тебе приснится, покуда метет метель
  • смотри же, какая ницца, смотри какой куршавель
  • смотри, каких нуворишей мы высвистали из тьмы
  • смотри, все ближе и ближе почти такие, как мы
  • под крышами парижа / почти такие, как мы

  • Здесь неплохое кьянти / ах, мой друг перестаньте

  • покуда за честь науки гремит паровая жизнь
  • восславим же умные руки, точные чертежи
  • башенки водокачек, маленькие дома
  • ну что ты опять плачешь? / ах, не знаю сама

  • что там тебе приснится в черной глухой степи
  • это просто зарницы, / спи, дорогая, спи...

  • 6.
  • Кажется, я их слышу в самых простых вещах
  • словно летучие мыши мечутся и пищат
  • летучей свистит летучая / мышь / на маленьких клочьях тьмы
  • мы помнишь,
  • ты помнишь,
  • вы помнишь
  • как были счастливы мы
  • как нам подсвистывал зяблик, шуршал перелетный уж
  • в саду где деревья яблок, а также деревья груш...

  • Я вас не люблю, сказал он, но буду вам верный муж...
  • она же, глотая слезы, уже стоит под венцом
  • классической старой прозы классическим образцом.

  • Какая пенная пена, какой прибойный прибой
  • как скрылась гора Горьенна в тени своей голубой...
  • редкие вспышки света, смоляная жара
  • не тревожься, это / просто прожектора

  • 7.
  • Тоненькие границы зеленых синих земель
  • смотри же, какая ницца, смотри, какой куршавель
  • сколько веселой плоти к нам привозят сюда
  • белые самолеты, красные поезда
  • какие смешные моды диктует эта весна!

  • Они уедут на воды, / вернется она одна

  • Шляпки и чемоданы, беленькие суда.
  • Право же, очень странно, что это не навсегда.
  • Зов отдаленного рая, как тихий подкожный зуд
  • куда нас везут, не знаю, знаю лишь, что везут
  • Словно летучие мыши свищут над гладью вод
  • тише, родная, тише, скоро и наш черед
  • скоро и нам с вещами, и ветер коснется щек
  • конечно же, мы мещане, боже мой, кто ж еще?
  • загреб, париж и ницца всего лишь мираж в степи

  • Это просто зарницы. Спи, дорогая, спи.
  • Свет на дедовский даче дернулся и погас
  • Разве какой случай нас бы случайно спас
  • слушай же нас, слушай,
  • слушай же нас, слушай
  • слушай же нас слушай
  • слушай же
  • слушай
  • нас
  • Редкие вспышки света, августовская гроза
  • не тревожься, это...
  • ...
  • просто закрой глаза

  • 8.
  • Ходит солнце по кругу над мировой водой отвечает другу адвокат седой
  • мы с тобой тут засиделись чуть ли не до темна, впрочем, какое дело? Выпей еще вина,
  • здесь неплохое кьянти. Ах, мой друг, перестаньте, мало ли что за горы в нашем личном аду,
  • все эти разговоры ни к чему не ведут,
  • Альпы и Аппалачи / никто по нам не заплачет

  • ты уж меня прости, но / в самом конце пути в случае карантина лучшего не найти

  • Смотри, как из тучных башен, / точнее из башных туч выходит совсем нестрашен, последний зеленый луч

  • Вот солнце в заливе тонет, / вот облако в небе тает
  • а если кто-то и стонет, / что-то и долетает
  • то с возрастом слух ветшает, и каждый прощальный крик скорее просто мешает, когда ты, увы, старик

  • мало ли кто там плачет, пуская воду из глаз

  • свет на дедовской даче дернулся и погас

  • увы, нам всем, неизменно, откуда бы мы ни шли
  • сияет гора Горьенна с любого конца земли
  • такая, что слов не хватит о ней рассказать всерьез красная на закате, лиловая в свете звезд
  • еще за это ответит кто нас сюда привез

  • Но слушай, вот-вот он треснет, / кокон общей судьбы каждый из нас убит. Каждый из нас воскреснет.

АЛЕКСАНДР КАБАНОВ

  • Апокалипсис, лето, развалины, как роман,
  • внутри скелета гудит вибратор, вокруг — туман,
  • а я — пуаро в восточном экспрессе эспрессо пью,
  • смотрю на то и смотрю на это, и всех люблю.

  • Твои обмылки, мои обмолвки, деревья мчат,
  • заходят волки и в кофемолки кладут зайчат,
  • но поезд длится, и на стоп-кране: июнь, июль,
  • ты в вечной течке, моя волчица, а я — эркюль.

  • Деревья мчат за окном вагона, в листву мыча,
  • как жаль, что кофе без кардамона и эль — моча,
  • найди для мертвых слова простые, слова земли,
  • воскреснут вновь города пустые, а ты — замри:

  • покуда счастьем не отравился в последний час,
  • я на иконку твою молился и кошку спас,
  • а день — варенье из ежевики, а ночь — корсет,
  • и нет убийцы, но есть улики, как тьма и свет.

  • Ты понимаешь, что в фильме омен — финал фуфло,
  • мир уничтожен, и ты — виновен, не повезло,
  • агаты кристи бессмертным братом уйти в лонгрид,
  • по ком в скелете гудит вибратор, гудит, гудит.

АЛЛА ГОРБУНОВА

  • кукушкин мëд
  • а не кровавый опыт
  • попросят стражи вечности на входе

  • вот ты пришёл, давай кукушкин мëд
  • а ты в ответ: вот боль моя и слëзы
  • ты говоришь:
  • смотри какой огромный
  • великий смысл
  • я притащил с собой
  • прошедший через все мои невзгоды
  • сквозь все мои женитьбы и разводы
  • а эти морщатся и смотрят на него
  • как будто это лужица блевоты
  • и за своë: а где кукушкин мëд?

  • ты говоришь:
  • кукушка не пчела
  • не липа, не гречиха, не подсолнух
  • не падь и не медовая роса
  • не донник, не душица, не шалфей
  • не клевер, не люцерна, не терновник
  • не мята, не черёмуха, не клëн
  • не чёрный тмин, не сахарный сироп
  • нет мëда у кукушки, остолопы

  • вздыхают стражи
  • говорят: иди
  • в ту вечность, что живëт в твоей груди
  • иди
  • гляди закрытыми глазами
  • вся вечность есть пустой кукушкин сад
  • в нëм липы мелколистные блестят
  • и с них стекает мëд зеленоватый
  • цветëт гречиха пряно и остро
  • подсолнухи цветут
  • цветут каштаны
  • и всюду падь, медовая роса
  • и пчëлы опыляют разнотравье
  • и всюду сок деревьев и смола
  • и степь, и горы, поле, лес и море
  • звучит везде:
  • «ку-ку... ку-ку... ку-ку»
  • и гнëзда бесконечные кукушек

  • а сами те кукушки как цветы
  • на них садятся пчëлы, опыляют
  • но и кукушки тоже сами пчëлы
  • садятся на цветы, сосут нектар

  • везде везде
  • кукушкин мëд
  • и ты не знаешь
  • зачем всë это
  • где любовь, где смысл
  • зачем ты умер и зачем ты жил
  • где воздаяние и где возмездье
  • над головой кукушкины созвездья
  • ку-ку
  • ку-ку
  • доносится из бездны
  • ку-ку
  • ку-ку
  • и дырочка в боку

ВЛАДИМИР СТРОЧКОВ

Инотавр

  • Мир тесен. Мир тесéен. Норовит
  • он в твой ушной отдельный лабиринт
  • и в твой смешной отшельный кабинет
  • ворваться, скучась в толпы «да» и «нет»,
  • взорваться, вспучась всеми «нет» и «да»,
  • ловча словить и ткнуть хотя б куда.

  • А ты сидишь, набычившись, мыча,
  • и ждёшь дубины скучного меча,
  • надеясь лишь на тоненькую нить —
  • не для него, себе, — путь сохранить,
  • каким свинтить по нитке, хитрый винт
  • в другой, какой подальше, лабиринт,

  • подалее от кноссов, от каносс,
  • от охлоса, чей логос как понос,
  • от демоса, чей минус — грязный плюс,
  • от миноса, чья милость — грозный груз;

  • в другой, какой поглуше, кабинет,
  • где нету этих орд из «да» и «нет»,
  • куда не долетает этот крик,
  • где тишина, покой и пыль от книг.

  • Но хитрый финт тебя не упасёт
  • от «да» и «нет» высочеств и босот;
  • и лабиринту новому хана:
  • ты минотавр, и в том твоя вина.

Голосуем

Бонус

РОСТИСЛАВ АМЕЛИН

Данте