САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Стивен Фрай: "Оптимистический взгляд на мир — самоисполняющееся пророчество"

Английский писатель и актер рассказал, как жить в условиях пандемии

Фото: ВГБИЛ
Фото: ВГБИЛ

Текст: Дарина Копытова

В Библиотеке иностранной литературы состоялся телемост со Стивеном Фраем, организованный издательством «Фантом-Пресс», издающим знаменитого актера и писателя на русском языке.

С ним общалась Шаши Мартынова, которая перевела три тома из античного цикла Стивена.

Вначале Фрай поделился тем, что в эти годы общался со многими людьми из России и ощутил особую связь с российскими читателями. А также выразил глубокую симпатию к нашей культуре — истории, литературе, музыке, — назвав это частью своей жизни.

На вопрос ведущей о том, как писатель живёт в это странное время, Стивен ответил, что ему понравилось находиться в четырёх стенах. Фрай смог уделить время чему-то новому — например, кулинарии.

Писатель рассказал о своём увлечении галстуками: «Это спрессованные куски памяти». Обучаясь в Кембридже, Стивен состоял в клубе «Херувимы», члены которого клялись в дальнейшем прославить свои галстуки.

Фрай тогда сказал, что появится в определённом галстуке на телевидении. А другой студент пообещал взять свой галстук на небеса — к херувимам. Все удивились, но впоследствии товарищ Стивена сдержал своё обещание: стал космонавтом и забрал галстук на станцию «Мир». Согласитесь, эта кинематографичная сцена могла бы стать отличной завязкой для какого-нибудь произведения Фрая. Но автор ранее уже подогрел интерес читателей, сообщив о выходе новой книги «Fry's Ties»: «Она посвящена тому, чем я занимался во время локдауна».

Стивен поделился тем, что может помочь слушателям в этих непростых условиях: «Прогулка придаёт мне сил. И если человека интересует еда, он будет толстеть. А вот если он жаждет впечатлений… Мои сверстники будто сдались, но я лучше отрублю себе ногу, чем уйду на пенсию. Я должен искать новые приключения».

Неожиданно было узнать о любимых русских писателях Фрая — это Пушкин, Чехов и Булгаков. Наверняка такой выбор связан с тем, как творит сам Стивен — Фраю не занимать остроумия и лихой фантазии: «Я не доверяю писателю, который не понимает юмора <…> Комическое объясняет, кто мы такие и кем можем стать <…> Подробности жизни, эта грязь и мусор… Именно с ними нужно связать великие идеи».

Особенно интересен ответ на последний вопрос, заданный Стивену.

— Есть ли у человечества какой-то шанс?

— Да, я считаю, что у нас есть шанс. Существуют угрозы человечеству, и многие из них связаны с технологиями: искусственный интеллект, автоматическое оружие на дронах, убийства на расстоянии. Можно вообразить кошмарный сценарий. И даже если человечество не исчезнет, оно может вернуться к первобытному состоянию <…> Для нас нет авторитета — человека, которого бы уважал весь мир. Быть может, стоит избрать какого-то мудрого писателя, святого, праведника. Который сможет объединить людей, чтобы те встретились лицом к лицу с экзистенциальными угрозами. <…> Мы должны понять, что оптимистический взгляд на мир — самоисполняющееся пророчество. Это отражено в историях о Винни-Пухе. Один из моих любимых диалогов — когда Винни-Пух спрашивает Пятачка, какой сегодня день. Пятачок говорит: «Сегодня». И Винни-Пух отвечает: «Мой любимый день». Это по-детски мило, но именно так и надо смотреть на жизнь.