САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Существуют ли драконы?

Олег Ивик рассказывает о фантастических животных — мифозоях, — которые с незапамятных времен «населяли» землю

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

«Мифозои» — такой термин в XX веке придумали биологи для фантастических существ, упоминаниями которых испещрена вся человеческая культура. Еще в эпоху верхнего палеолита люди начали рисовать их на стенах пещер — и, строго говоря, до сих пор не прекратили. О фантастических тварях писали древние авторы, их встречали во время своих странствий путешественники и паломники, их охотно изображали средневековые геральдисты и описывали в своих «бестиариях» литераторы.

А теперь о них написал сам по себе мифический Олег Ивик — под этим псевдонимом скрываются двое разнополых культурологов, написавших вместе уже не одну книгу. В этот раз перед нами — своего рода «бестиарий бестиариев»; подробный анализ мифозоев, от древних и современных, позволяющий взглянуть на историю человечества под таким вот необычным ракурсом.

Мифозои: история и биология мифических животных / Олег Ивик. — М.: Альпина нон-фикшн, 2022. — 368 с.

Драконы

Драконы являются, безусловно, самыми широко распространенными мифозоями земного шара. Известны драконы сухопутные, речные и морские. Огромное количество видов этих замечательных животных обитало и обитает практически во всех географических и климатических зонах, на земле и под землей, в воде и в небе. О драконах Античности речь уже шла в соответствующих главах. Но Античность сменилась Средневековьем, а потом и Новым временем, а драконы продолжали встречаться практически по всему миру и волновать умы. Их видели не только в отдаленных и малоизученных землях, но и в самом центре цивилизованной Европы.

Так, например, монах Бенедикт из монастыря Св. Андрея на рубеже I и II тысячелетий сообщает, что сравнительно незадолго до него, «в 921 году от воплощения Господа нашего Иисуса Христа», прямо над Римом «в вышине, на небе, был виден в образе зверя огромнейший дракон ; ему давали длину от церкви Святого Евсевия, возле небольшой часовни, почти до Соляных ворот, в то время как многие видели его больше часа; затем его закрыла туча, и он никогда больше не появлялся». Дракон этот озадачил римлян, и «народ в Риме начал беспокоиться, пораженный печалью о себе самом».

Северогерманский хронист Адам Бременский в XI веке сообщал о драконах, живших на острове Эстланд в Балтийском море. Адам, по-видимому, ошибся, приняв за остров материковую область, населенную эстами, но нет оснований думать, что он был не прав в отношении самих драконов. Он пишет: «Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд, не уступающий по величине предыдущему. Его жители совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым драконам, которым даже приносят в жертву живых людей, приобретая их у купцов; да проверяют весьма тщательно, чтобы на теле у жертвы не было ни единого пятнышка, а иначе, по их словам, драконы ее отвергнут».

Гальфрид Монмутский, английский священник, написавший в XII веке «Историю бриттов», упоминает множество драконов, водившихся в Британии. В частности, он рассказывает о том, что, когда король Вортегирн в V веке затеял строить башню и пригласил для этого каменщиков, его постигла неудача, поскольку «все, что они наработали за день, назавтра поглощала земля, так что они никак не могли взять в толк, куда девались плоды их трудов». Призванный на строительство волшебник Мерлин по прозвищу Амброзий объяснил, что проблема заключается в подземном озере, которое лежит в основании башни: «Распорядись, властитель, спустить озеро по канавкам, и ты увидишь на его дне два полых изнутри камня и в них двух спящих драконов». Так оно и случилось — на дне озера обнаружились злокозненные драконы, мешавшие строительству. Будучи потревожены, они тем не менее не причинили людям никакого вреда, а сразились между собой, дав тем самым пищу для весьма основательных пророчеств:

«Вортегирн, король бриттов, сидел на берегу осушенного озера, из которого вышли внезапно два дракона, один белый, а второй — красный. Сойдясь вплотную друг с другом, они вступили в ожесточенную схватку, извергая из ноздрей языки пламени. Одолевал белый дракон, и он уже прогнал красного до самого края озера, но тот, раздосадованный, что белый дракон берет над ним верх, бросился на него и заставил противника податься назад. И пока они бились подобным образом, король повелел Амброзию- Мерлину разъяснить, что предвещает эта битва драконов. И тот, обливаясь слезами, исполнился пророческого наития и возгласил: “Горе дракону красному, ибо близится его унижение. Пещеру его займет белый дракон, который олицетворяет призванных тобой саксов, тогда как красный—исконное племя бриттов, каковое будет утеснено белым драконом”».

Из знаменитых английских драконов можно отметить двух особей. Одна из них в правление мифического короля Ллудда1 ежегодно в ночь перед Майским днем2 издавала слышный надо всем «Островом Британия» страшный крик. «И он проникал в души всех людей и вселял в них такой страх, что мужчины лишались сил, а женщины выкидывали плод. Юноши и девы теряли рассудок, а деревья, и земля, и воды становились бесплодны». Об этом сообщает «Мабиногион»3 — свод валлийских эпических сказаний. Крик дракона был одной из «трех напастей», омрачавших царствование достойного короля Ллудда; две другие не имели отношения к мифозоям, поэтому на них мы не останавливаемся. Поначалу король не знал об источнике ежегодного крика и вообще о самом факте обитания злокозненных драконов на территории его государства. Но когда «три напасти» окончательно истощили его терпение, он «отправился к своему брату Ллевелису, королю Франции, чтобы просить его помощи, поскольку он был мужем великого ума».

Мудрый Ллевелис действительно без труда разрешил проблему пресловутого крика. «Вторая напасть в твоем королевстве, —сказал он, — происходит из-за битвы драконов, из которых один побеждает другого, и тот издает крик отчаяния. И вот что тебе нужно сделать. Когда ты вернешься домой, измерь свой остров в длину и в ширину и найди его середину. Прикажи вырыть там яму и зарой в ней бочонок с самым лучшим медом, завернутый в шелковую ткань. После этого жди, и ты увидишь высоко в небе сражающихся драконов, и после сражения они устанут, и лишатся своего чудовищного облика, и превратятся в двух маленьких кабанов, и начнут рыть землю в поисках бочонка с медом. Когда они выпьют мед, то крепко уснут. Тогда, не медля ни минуты, заверни их в шелк и закопай в каменном сундуке в своей самой мощной крепости. И пока они будут закопаны там, никакая напасть извне не придет на Остров Британии».

Ллудд так и сделал, драконы были обезврежены, и с тех пор и поныне никакие серьезные опасности извне «Острову Британия» действительно не угрожали (даже норманнское завоевание в XI веке, по сути, ограничилось лишь сменой правящей верхушки).

Из особо знаменитых драконов Северной Европы надо отметить Фафнира — владельца и сторожа золотого клада. Фафнир имел непростую судьбу и весьма нетрадиционное происхождение. Снорри Стурлусон4 пишет в «Младшей Эдде», что поначалу Фафнир был обычным человеком. Он приходился сыном некоему Хрейдмару и имел двух братьев, Отра и Регина. Однажды Отр, по своему обыкновению, превратился в выдру и отправился на рыбную ловлю. Он сидел у водопада и ел пойманного лосося, когда мимо случилось проходить трем богам скандинавского пантеона — Одину, Локи и Хёниру. Локи схватил камень, бросил в несчастное животное и убил его. Но вскоре выяснилось, что «выдра» была достойным гражданином, сыном и братом и убивать ее не следовало. Хрейдмар потребовал от пристыженных богов выкуп за сына — золото, которым наполнили ободранную шкуру жертвы. Однако оно не принесло удачи Хрейдмару: оставшиеся в живых сыновья убили отца, чтобы завладеть богатством, после чего Фафнир отказался делиться с братом, прогнал Регина и завладел золотом сам. Снорри пишет: «Фафнир поднялся на Гнитахейд-поле, устроил там себе логово и, приняв образ змея, улегся на золоте».

Дальнейшие события показали, что Фафнир не просто принял образ змея, но в полном смысле слова превратился в чудовищное животное, и даже кровь его приобрела волшебные свойства. Как именно провинциальный германский юноша превратился в дракона, Снорри не разъясняет (хотя применительно к брату оборотня этот вопрос не слишком актуален). Впрочем, автор «Младшей Эдды» упоминает, что Фафнир, прежде чем стать драконом, надел на голову шлем, принадлежавший его отцу, — «а это был шлем-страшилище, все живое пугалось, его завидев». Возможно, он обладал какими-то дополнительными свойствами, способствующими превращению юношей в драконов. Так или иначе, Фафнир в облике дракона жил в логовище и стерег золото. Но обиженный Регин решил отбить у брата свою долю сокровищ. Он уговорил знаменитого героя Сигурда помочь ему, и они прибыли на Гнитахейд-поле. Там Сигурд выкопал яму на тропе, по которой Фафнир обычно ползал на водопой, и засел в ней. «И когда Фафнир полз к воде и оказался над той ямой, Сигурд пронзил его мечом, и Фафниру пришла смерть». После этого герой по просьбе Регина стал жарить на огне сердце дракона, кровавая пена попала ему на палец, и он сунул его в рот. «И только лишь попала ему на язык кровь из сердца, он уразумел птичью речь и понял, о чем говорили синицы, сидевшие на дереве».

«Старшая Эдда»5 описывает смерть дракона значительно подробнее. Сообщаются здесь и некоторые детали облика и быта Фафнира, ускользнувшие от внимания Снорри. Например, говорится, что дракон источал яд, причем не во время битвы и не в попытке ужалить своего врага, а просто ползая по земле или же «когда лежал на наследстве отцовом». Сообщается также, что Фафнир громко шипел, что он был храбр и ненавидел людей. Вопреки последнему утверждению, злополучный дракон, уже будучи смертельно ранен, долго и дружелюбно беседовал со своим убийцей. Он дал Сигурду несколько вполне дельных предсказаний и совет отказаться от прóклятого золота, приносящего беду всем своим владельцам, а также удовлетворил его любопытство по поводу некоторых подробностей жизни богов.

По поводу того, где именно обитал злосчастный Фафнир, существуют разные точки зрения. Исландский аббат Николай, совершивший в середине XII века путешествие в Рим и Палестину и проезжавший через Германию, полагал, что это были окрестности Мегинзоборга (современный город Майнц).

Известны драконы и в Восточной Европе...


1 Король Ллудд (Луд) считается мифическим основателем Лондона. В сказаниях о нем смешаны реалии разных эпох (и, вероятно, биографии и генеалогии разных людей). Обычно время его жизни относят к началу новой эры.

2 Майский день — древний праздник кельтских народов, распространившийся по всей Великобритании (и не только) и существующий по сей день. Обычно отмечается в начале мая, чаще всего 1 мая.

3 Текст «Мабиногиона» сохранился в рукописях XIV века, но отчасти восходит к гораздо более древним временам.

4 Исландский скальд, мифограф, историограф и политик (1178–1241). Известен как автор «Младшей Эдды», в которой излагаются сюжеты скандинавской мифологии. Ему приписывается также авторство свода саг «Круг Земной».

5 Сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии. Сохранился в рукописи XIII века, но восходит, вероятно, к гораздо более древним временам.