Текст: Роман Мерзляков, PГ/Волгоград
Вера, в каждом произведении читатель найдет что-то свое. А для вас самой о чем ваш роман?
Вера Богданова: Эта книга о поколении тех, кто родился в 80-90-е годы. Главной героине Жене мама с папой с детства говорили, что она должна быть хорошей, выйти замуж до 30, родить ребенка и так далее. Но в 16 лет она влюбилась в двоюродного брата Илью, у них одинаковые взгляды на будущее. Брак между кузенами в России не запрещен. Но что скажут родители?
Это и роман о взрослении. Половина того, о чем мечтали герои, не сбылась. Вторая половина сбылась, но не совсем так. Как жить дальше, ты не совсем понимаешь. Ожиданиям родителей и своим собственным ты не соответствуешь. В нашем поколении многие росли с бабушкой, потому что родители или где-то работали, или много пили, или сидели в тюрьме. Повлияли на нас и теракты. Взрывают соседний дом. Ты живешь и не знаешь, что с тобой произойдет дальше: могут взорвать соседний дом или взорвется троллейбус, на который ты сядешь. Но невозможно все время тонуть в ужасе. Поэтому мы всеми силами цепляемся за комфорт, наше поколение — очень большие перфекционисты.
Часть действия романа происходит в Волгограде. Почему?
Вера Богданова: Да, именно сюда переехал мой герой Илья после московского теракта. Именно в Волгограде в 2013-м он снова столкнется с терактами. Я специально приезжала сюда, прошла пешком по маршруту своего персонажа от улицы Качинцев до вокзала, все сфотографировала. Не побывав в конкретном месте, можно упустить важные детали, которые придают жизни тексту. Также я читала много материалов на местных новостных порталах и форумах, изучала проблемы жителей Волгограда.
Почему плоды отравленные?
Вера Богданова: Смысл названия “Сезон отравленных плодов” в том, что
И когда вырастаешь, ты не веришь в себя, терпишь вещи, которые терпеть не следует. К тому же под плодами я имею в виду не только поколение, а все, что порождено этим временем: хаос, кризисы, теракты.
Сначала финал был печальным. Но когда редактировала роман, я поняла, что получается не тот эффект, какого я хотела добиться, ведь герои старались, меняли свою жизнь, выбирались из болота, в которое их жизнь превратилась. И я переписала концовку. Ведь главное, что я хотела сказать, — всё в наших руках. Мы не можем повлиять на многие события, но способны преодолеть себя.
Стиль романа я бы назвал очень интимным, местами до физиологизма. Смогли бы дать прочесть такие откровения родителям?
Вера Богданова: Своим родителям я бы точно не стала показывать книгу. Мне не удалось донести до них свою позицию, и не думаю, что когда-нибудь удастся. Я давно поняла, в каких условиях росла. Когда я была ребенком, мне все это казалось нормой. Когда же я сама стала мамой, то поняла, что это была совсем не норма. Весь ужас замечаешь только на расстоянии. Мне потребовалась психотерапия, чтобы справиться с прошлым. Я не кичусь травмами, но и не стесняюсь их, об этом надо говорить, тему семейного неблагополучия нужно выводить из тени. Нельзя терпеть плохое отношение, даже если это твои родственники.
Я сама знаю, как тяжело выбираться из токсичных отношений. В нашем обществе любят занять позицию “сама виновата”. Почему надела короткую юбку? Почему не ушла после первой же оплеухи или оскорбления? Но эта зависимость эмоциональная сродни наркомании. Нюхать кокаин ведь не бросишь с завтрашнего дня. Вот и выйти из зависимых отношений нельзя по щелчку, здесь тоже определенные гормональные изменения и паттерны поведения, формировавшиеся годами. Поэтому нельзя во всем обвинять жертву. Многие жертвы насилия не хотят говорить о том, что с ними случилось, потому что боятся осуждения родных, друзей, общества. Мне же важно было высказаться за себя и многих других детей 90-х, которые видели, как отец бьет мать, как родственники, которые в курсе всего, молчат и не помогают. Политика молчания меня сильно раздражает. Чтобы что-то изменилось, нужно вынести сор из избы и посветить в ту избу фонарем. И я вижу, что 20-летние совсем не похожи на нас, 30-летних. Они отстаивают личные границы и знают, чего хотят. Это радует.
Сегодня ваши книги выходят в “Редакции Елены Шубиной”, это своеобразная высшая лига. Тяжело было пробиться на такой уровень?
Вера Богданова: Я пишу с 18 лет. Первый роман я закончила в 20, в 22 его взялось издать “Эксмо”. Я была человеком с улицы, без каких-либо знакомств. Просто зашла на сайт издательства и нашла инструкцию, как подать рукопись. Ответ мне пришел через год. Затем была череда взлетов и падений. Издательство же всегда смотрит на продажи первой книги, а они мало зависят от автора. Если обложка жуткая и книжка стоит на самой нижней полке в магазине, если ее никак не рекламируют, то будет провал.
Я писала фантастику в стол и на заказ. И мне очень радостно, что читателям понравились именно те романы, которые я писала без оглядки на кого-либо. Я пришла к этому после 2017 года, когда у меня диагностировали онкологию. Когда я с этим справилась, то поняла, что у каждого из нас очень мало времени, порой гораздо меньше, чем мы привыкли думать, и тратить его на то, к чему не очень лежит душа, недальновидно.
Предыдущий роман Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари» стал финалистом литературных премий «Национальный бестселлер» и «Лицей», попал в Длинные списки “Большой книги” и “Ясной Поляны”.