Текст: Александр Алексеев / РГ
Были сидячие места, но можно было слушать джаз и от опушки сада и лужаек. Вспоминать при этом строки "От окраины к центру" Иосифа Бродского: "Джаз предместий приветствует нас / Слышишь трубы предместий? / Золотой диксиленд в чёрных кепках прекрасный, прелестный / Не душа и не плоть - / Чья-то тень над родным патефоном/ Словно платье твоё вдруг подброшено вверх саксофоном..."
Да, всего было вдоволь: традиционного джаза, посвящений Майлзу Дэвису и Диззи Гиллеспи, романсов и экспериментов с электроникой и акустическим звучанием, блюза от афроамериканки Элизабет Аллаи, родившейся и проживающей в Санкт-Петербурге... Были джаз-рок и джаз с фольклорными корнями, в котором солировал вокалист Сергей Старостин. Звучали танцевальные мотивы с элементами босса-новы и фламенко - от российско-кубинского секстета Philoritmica.
На заднике сцены - большая фотография поэта Бродского в тельняшке. Казалось, что поэт - один из музыкантов, играет джаз со всеми вместе. На "Бродский DRIVE", VIII Международный музыкальный фестиваль, приехали и музыканты из Франции, США, Кубы. Среди звезд - француз Зигфрид Дебребан (Siegfried Debrebant), американец Армир Ли, Давид Голощекин, Вячеслав Гайворонский, Аркадий Шилклопер, Андрей Кондаков, Сергей Старостин. И Владимир Волков, выступивший поочередно в составе сразу трех ансамблей. Благо музыкант он - больших возможностей и энергетики, играет на нескольких инструментах.
Джазмен Волков - о Бродском и драйве
Название фестиваля, в центре которого имя поэта, как-то влияет на музыкантов, определяет ваш настрой?
Волков: Здесь цепь прекрасных совпадений: мы знали, что Бродскому нравился джаз, и то, что он был другом и учеником Анны Ахматовой. Так что и место проведения фестиваля, и его название убедило: мы должны на нем сыграть. Я, кстати, не раз бывал в Музее-квартире поэта. С вибрафонистом Алексеем Чижиком и пианистом Станиславом Чигадаевым мы играли музыку, которая нравилась Бродскому и упоминалась в его воспоминаниях и письмах. Это джазовые стандарты, немного классики, "Лили Марлен", он даже перевел ее на русский язык и даже пел, есть запись. В общем, к "Бродский DRIVE" мы были готовы.
Есть среди его стихов - самые любимые?
Волков: "Теперь так мало греков в Ленинграде". Здесь, как всегда у Бродского, есть чему удивиться и над чем задуматься.
Как на фестиваль попали зарубежные музыканты - им ведь настоятельно советуют не выступать в России?
Волков: Американец Армир Ли, как мне сказали, теперь вообще живет в Москве. Для пианиста Зигфрида (лидер Zig Trio) вообще нет преград - он прорывался к нам в самую жесткую пандемию. И теперь приехал.
Теперь ведь и с провозом инструментов нелегко. Не сталкивались с этим?
Волков: У меня есть небольшая арфа африканская - кора. И на "Бродский DRIVE" решил ее взять, чтобы сыграть одну из вещей. Инструмент я купил в Бордо, летел домой в самолете - по габаритам она явно не проходила. Саму ее тыкву я положил в целлофановый пакет, а гриф торчал из другого - будто деревце какое... Наверное, так и показалось таможенникам, поскольку я прошел спокойно. А контрабас давно не вожу за границу: очень долго оформлять бумаги, к тому же одна авиакомпания готова провозить его только в салоне, другая - лишь в багаже, третья совсем отказывается... Со многими инструментами проблемы.
Лето для вас - сплошные фестивали или уединенная работа в студии?
Волков: Если появляются идеи, стараюсь оказаться в студии. Если нет - продолжаю играть концерты. Чем музыка сложнее, тем интереснее - больше азарта и куража. Но студия и концерты друг другу не мешают... Недавно фирма "Мелодия" предложила нам записаться, предоставив Большой зал Московской консерватории на те вечера, когда там не было концертов. Находили время ближе к ночи. И теперь у нас с Рустом Позюмским уже второй альбом выходит...