- «Лисбет Саландер была женщиной, ненавидевшей мужчин,
- которые ненавидят женщин».
Текст: Елена Дорофеева (скандинавист, редактор серии «НордБук» ИД «Городец»)
Шведскому журналисту и писателю Стигу Ларссону (1954-2004) не суждено было дожить до публикации и феноменального успеха нуарной трилогии «Миллениум» (2005-2007). Он скоропостижно скончался от обширного инфаркта в возрасте 50 лет и трех месяцев – как считается, взбежав в свой офис на седьмой этаж, когда в доме отключили лифт… И успев заключить контракт с издательством Norstedts на публикацию трех книг из предполагаемых десяти: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Они начали выходить на следующий год после его смерти и стали настоящей сенсацией как в Швеции, так и за ее пределами. «Миллениум» побил все рекорды продаж книг шведских авторов в мире: на сегодняшний день продано более 100 млн экземпляров в более чем 50 странах. Все части трилогии были экранизированы (в Швеции и в Голливуде), получили целый ряд престижных литературных премий.
В чем же причина такого невероятного успеха и кем был на самом деле Стиг Ларссон?
Прежде всего Стиг Ларссон был журналистом, общественным деятелем, активным борцом против фашизма, расизма, экстремизма, насилия в отношении женщин. Его детективы нельзя отделить от его основной деятельности, более того, они явились ее продолжением. Историей о журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер Ларссон резко разорвал идеальный миф о «шведском социализме» и показал совершенно другую Швецию, где дети и женщины могут страдать от бесправия и насилия, где растет власть олигархов и экстремистов.
«Невиновных не бывает. Бывают разные степени ответственности»
Ларссон написал множество статьей и журналистских расследований на эти темы в своем журнале «Экспо» (Expo), который он возглавлял с 1995 года, но они не были доступны широкому кругу читателей. Лишь после грандиозного успеха трилогии эти материалы были изданы – «Другая сторона Стига Ларссона: статьи и другие тексты», 2011; в русском переводе «Неизвестный Стиг Ларссон. С чего начинался “Миллениум”», 2013).
Стиг в 16 лет ушёл из дома и с юных лет был политическим активистом, членом Социалистической партии Швеции (до 1982 года носившей название «Коммунистическая рабочая лига»). В 18 лет познакомился с Эвой Габриэльссон, ставшей его верной спутницей вплоть до самой смерти. Именно Эва – писательница и общественный деятель – находилась рядом со Стигом в то время, когда он, будучи еще начинающим журналистом, готовил свои первые публикации. Она была его помощницей и в работе над «Миллениумом», о чем впоследствии написала книгу «Миллениум, Стиг и я» (2011).
В течение многих лет Стиг Ларссон увлекался научной фантастикой. Начиная с 15 лет, пробовал себя в жанре фантастического рассказа, некоторые из его произведений позднее были опубликованы. В 1970-е — 80-е годы Ларссон был главным редактором известных шведских фэнзинов, где печатались в том числе его статьи и эссе, а в 1980-м даже возглавлял крупнейший клуб научной фантастики Скандинавии (Skandinavisk förening för science fiction).
В начале 1980-х годов Ларссон работал скандинавским корреспондентом британского антифашистского журнала Searchlight, основал шведскую организацию «Экспо» (Expo), созданную для противодействия распространению крайне правых, расистских и нацистских взглядов среди молодежи, и стал издателем одноименного журнала. Написал несколько книг о шведских демократах и экстремизме.
Идея создания серии детективных романов вынашивалась Стигом Ларссоном много лет. Автор планировал серию из 10 книг и, закончив две и большую часть третьей книги, начал искать издателя. Первые попытки не увенчались успехом. Когда работа над третьей книгой была завершена, он подписал контракт с издательством Norstedts, но к моменту смерти Стига ни одна из книг еще не вышла в свет. Романы были опубликованы посмертно под общим названием «Миллениум».
В трилогии Ларссона большое место занимают социальные проблемы шведского общества и изъяны государственной системы: злоупотребления в системе опеки и соцзащиты, насилие по отношению к женщинам, угнетение слабых, проявления сексизма, экстремизма, неонацизма.
В оригинале первый роман трилогии называется «Мужчины, которые ненавидят женщин». Лисбет Саландер стала одной из самых ярких и необычных героинь, которые борются с преступностью: умная, смелая, бескомпромиссная, мстительная, наделенная сильной волей и независимым, несгибаемым характером. Вероятно, это стало одной из причин невероятной популярности «Миллениума».
Книги получили множество наград, в том числе премию «Стеклянный ключ» («Девушка с татуировкой дракона», 2006, «Девушка, которая взрывала воздушные замки», 2008) и премию Барри («Девушка с татуировкой дракона», 2010) за лучший криминальный роман десятилетия. Безусловно, успеху «Миллениума» способствовали и успешные экранизации. Все три книги были экранизированы (в Швеции), а первая часть – также в Голливуде. Версия Дэвида Финчера (2011) с Дэниелом Крэйгом в роли Микаэля Блумквиста и Руни Мара в роли Лисбет Саландер снискала положительные отзывы как зрителей, так и кинокритиков:
Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01. 2012
Стиг Ларссон оставил незаконченную рукопись четвертой книги, и Эва Габриэльссон хотела сама подготовить ее к публикации. Но так как официально их брак не был зарегистрирован и Ларссон не оставил нотариально заверенного завещания, Эва не получила практически никаких прав – ни на имущество и рукописи Стига, ни на гонорары от продажи его книг, все это перешло к отцу и брату писателя.
После долгих размышлений и переговоров издательством Norstedts было принято решение продолжить серию, но автором станет писатель и журналист Давид Лагеркранц (р. 1962). Издательство пошло на беспрецедентные меры безопасности, лишь бы информация о сюжете новой книги не просочилась в прессу раньше времени. Так, Лагеркранц во время работы над рукописью пользовался компьютером, не подключенным к интернету. Текст редактору передавался по старинке — из рук в руки и исключительно на бумаге. Были изданы три книги: «Девушка, которая застряла в паутине» (2015), «Девушка, которая искала чужую тень» (2017) и «Девушка, которая должна умереть» (2019). Права были проданы сорока трем издательствам мира еще до публикации, двадцать шесть из них подготовили выход первой книги трилогии к той же дате, что и в Швеции - 27 августа 2015 года.
Лагеркранц стремился выдержать стиль и атмосферу детективов Стига Ларссона, но насколько ему это удалось – большой вопрос. Многие читатели не могли скрыть разочарования: в мастерстве создания характеров героев и запутанной интриги Давид Лагеркранц, безусловно, уступает своему предшественнику.
Тем не менее, «Миллениум» продолжает жить: в начале декабря 2021 года было объявлено, что выбран автор, который напишет три следующие книги. Это шведская писательница Карин Смирнофф (р. 1964), дебютировавшая в 2018 году семейной сагой в трех книгах «Мой брат», «Моя мать», «Я возвращаюсь домой», получившей целый ряд литературных премий. В одном из последних интервью Карин отмечала, что приняла предложение написать эти книги без колебаний, хотя и понимала, что придется забыть на это время о собственных творческих планах:
«Миллениум» — это классика своего жанра, где сочетание незабываемых персонажей и сильной политической и социальной линии по-прежнему очаровывает читателей. Я буду продолжать развивать основные темы Стига Ларссона – такие как насилие, злоупотребление властью и современные политические течения».
C 2009 года в Швеции ежегодно вручается премия имени Стига Ларссона – за продвижение ценностей демократии и борьбу за права человека. Награда была учреждена семьей Ларссона и издательством Norstedts. Она присуждается человеку или организации и составляет около 20 тыс. долларов. Первым лауреатом премии стал сам журнал Expo, основанный Стигом Ларссоном. А лауреатом 2013 года стала российский математик и правозащитник Светлана Ганнушкина.