САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Дмитрий Емец и юбилей «Тани Гроттер»

На ММКЯ писатель представил юбилейное издание легендарной «Таньки», рассказал о своем отношении к фанфикам и дал несколько советов начинающим авторам

На  ММКЯ Дмитрий Емец презентовал юбилейное издание легендарной «Таньки» / Ильяна Андреева
На ММКЯ Дмитрий Емец презентовал юбилейное издание легендарной «Таньки» / Ильяна Андреева

Текст: Ильяна Андреева

В этом году у «Тани Гроттер» юбилей – любимой волшебнице исполняется 20 лет. В рамках ММКЯ писатель Дмитрий Емец презентовал юбилейное издание легендарной «Таньки», рассказал о своем отношении к фанфикам и дал несколько практических советов начинающим авторам.

«Вдохновение – это раздувание костра»

Дмитрий Емец заверил читателей – продолжения «Тани Гроттер» и «Мефодия Буслаева» можно не ждать. «Школа Ныряльщиков» тоже под вопросом, хотя идей у автора еще много:

- У меня есть четкое ощущение, что серию нужно создавать на одном дыхании, - объясняет Дмитрий, - если на 3-4 года прерываешься, то потом по тексту видно, что у тебя поменялись взгляды, а у книги - ритм.

Книжный ритм во многом схож с музыкальным, уверен писатель:

- Иногда первый абзац задает ритм. Считается, что для писателя важен сюжет, - все спрашивают, как я придумал идею, но сам термин «идея» создан больше для читателя. Писателю же нужен ритм и внутренняя интонация книги.

С застоями в работе каждый справляется как может. Некоторые, в поисках музы, не пишут несколько лет. Дмитрий Емец же считает, что писать нужно каждый день:

На ММКЯ Дмитрий Емец презентовал юбилейное издание легендарной «Таньки». Фото: Ильяна Андреева

- Утро. Включаешь компьютер, а сам еще весь такой вялый и не понимаешь все эти буковки и никакого вдохновения еще нет, но ты уже начинаешь ковыряться в тексте, - описывает рабочие будни автор, - ковыряешься и ковыряешься, и в какой-то момент вдохновение вспыхивает. Или не вспыхивает, но появляется. Вдохновение – это раздувание костра. Нужно постараться, чтобы оно появилось.

Но что если просто не можешь написать ни строчки?

- Бывает и такой болезненный момент, - успокаивает Дмитрий, - тогда можно сделать небольшой перерыв. Книга продолжит дозревать в голове. Какие-то материалы, кусочки, идеи и наброски все равно будут.

«Я не начинаю писать с чистого листа»

Чтобы не потерять ни единой задумки, у писателя есть файл-копилка. Там он сохраняет все мысли, сюжеты и зарисовки.

- Там примерно 600-800 страниц, - вспоминает Дмитрий Емец, - добавил закладки, иначе я бы в своих записях просто заблудился. Я не начинаю писать с чистого листа, работаю только через файл-копилку.

Для героев – отдельная копилка. Внутри: описание внешности, характера, какие-то наброски сцен. Возможно, в персонажах кто-то узнает и себя. Писатель признается, что порой вдохновляется и использует знакомых в качестве прототипа.

- Не копирую полностью человека. - говорит Дмитрий, - где-то какая-то деталь может зацепить, внешнее описание, действие - да что угодно. Окружающие люди могут подарить хороший рефренс.

Летом писатель закончил очередную книгу – «Каменные великаны», но уже ищет главного героя для новой книги (или серии книг?):

- Есть главы, есть посыл, но какого-то одного элемента мозаики пока еще не нашел, - вздыхает автор, - перебираю этот файл, тасую, навожу порядок. Главного героя еще не увидел.

«Для писателя серия – это целый мир»

Дмитрий Емец вывел собственную формулу того, как «сохранить свежесть» сюжетов своих серий. Все просто – нужно чередовать:

- Обычно я веду две серии в одно и то же время. Если не делать перерывы между книгами одной серии, то они немного «слипаются», - объясняет автор, - как только я заканчиваю работу над новой книгой одной серии, то сразу приступаю к книге из другой серии. А завершив ее, я возвращаюсь к первой серии. Тогда книжки получаются не уставшие, не «слипшиеся», да и время не теряется.

Писатель подчеркивает: для читателей книг в серии может быть очень много. А для него это единый мир, летопись которого подробно разложена в нескольких сюжетах:

- Притягательность больших вселенных состоит в том, - рассуждает Дмитрий Емец, - что читатель растет вместе с этой вселенной. Для меня «Таня Гроттер» - одна большая книга в 5 тысяч страниц, «ШНыр» - в 6 тысяч, а «Мефодий Буслаев» - в 8 тысяч страниц.

И хотя сам писатель не планирует продолжать эти серии, он совсем не против народного творчества.

- Я не ревностно отношусь к своим персонажам, - отвечает Емец на вопрос из зала, - и рад, если читатели придумывают свое продолжение или альтернативное развитие событий. Но иногда с героями такое делают… Фанфики я читаю редко, поэтому меня это не затрагивает ни коем образом.

По мнению Дмитрия Емца, фанфикшн – это хороший тренировочный жанр для молодых талантов. Автор заметил, что много современных литературных писателей начинали с фанфиков.

А как начать писать, если тебе… лень?

- Мне самому так хочется написать книгу! - делится с любимым автором юный читатель. - Так хочется, а потом так лениво. Что мне сделать, чтобы начать писать?

- Взрослым писателям тоже бывает лень и они откладывают начало работы, - смеется Дмитрий Емец. - А если серьезно, то советую наговаривать книгу на диктофон. Маленьким писателям лучше работать на начальном этапе вместе с мамой. Она поможет с технической частью – создаст файл и проверит, что текст не пропадет.

Дмитрий Емец уверяет, что каждые 100 страниц будут удваивать и прокачивать писательские навыки. Главное – не попасться в ловушку всех начинающих авторов:

- Распространенная проблема: написал первые 20 страниц, прокачался, перечитал эти 20 страниц, понял, что это бред, и удалил их. И так по кругу, - рассказывает опытный фантаст. - А ты не стирай. Пиши книгу и становись сильнее. Но ни в коем случае не вычеркивай и не удаляй то, что было написано раньше.