САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Игорь Коняев: «Коверкать талантливую пьесу — свинство, дешевый хайп»

В Петербурге выпустили спектакль «Хроники Раздолбая» по роману Павла Санаева

Фото: Екатерина Альтова /Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Фото: Екатерина Альтова /Театр-фестиваль «Балтийский дом»

Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)

Театр-фестиваль «Балтийский дом» выпустил премьеру — «Хроники Раздолбая» по одноименному роману Павла Санаева. Режиссер постановки — Игорь Коняев.

Первая книга Санаева «Похороните меня за плинтусом» была издана миллионным тиражом, переведена на несколько языков, стала бестселлером, по ней сняли кино и ставят спектакли. Ее первой постановкой на сцене стала работа Коняева в 2007 году именно в «Балтийском доме». Спектакль стал хитом, шел с аншлагами несколько лет.

И вот наступило время «Раздолбая», «непрямого продолжения» первой книги.

История начинается в августе 1990. Главному герою — Раздолбаю («это не оскорбление, это образ жизни») — исполнилось 19 лет. Рухнул непоколебимый Советский Союз. Время перемен, масштабных реформ в России. А у парня — первая любовь, ему не до новостей в телевизоре. Какие идеалы? Тут важно, как найти свое место под солнцем, добиться успеха и жить «красивой жизнью». Каким способом раздобыть денег? Эпиграф к спектаклю: «Спорим, я возьму от жизни самое лучшее?» 

В главной роли — Иван Чигасов. В спектакле заняты Дарья Юргенс, Валерий Соловьев, Егор Лесников, Роман Дряблов, Елена Сохацкая и другие артисты. Звучит живая музыка в исполнении оркестра, хиты 90-х — наши и зарубежные. Благодаря этому спектакль получился ярким, музыкальным и одновременно драматическим.

На экране — кадры выступлений Горбачева, Ельцина. История страны. Танки в Москве. В магазинах после пустых полок появляются продукты — но очень дорогие…

Программку для зрителей театр выпустил замечательную, познавательную. Собрана «Хроника событий» с 1989 по 1992 годы. Тут и «Толковый словарь Раздолбая» (от А до Я). Что значит «закатать в цемент», «качать навар», «жить в кайф»? «Барракуда», «иностры» – это кто? Представлены черно-белые фотографии артистов «Наши 90-е» (кто-то из них в то время был ребенком).

Фото: Екатерина Альтова /Театр-фестиваль «Балтийский дом»

После спектакля режиссер ответил на вопросы «Года литературы».

Павел Санаев написал роман в 2013 году. Помню, говорили, что именно у вас будет право первой постановки, ждали премьеры в «Балтийском доме». Что же вы так долго шли к этому дню?

Игорь Коняев: Это не я долго шел, а автор романа. В 2013 году я был худруком Рижского русского театра и у меня был курс студентов. Павел прислал гранки еще не вышедшей книги и, прочитав, я стал уговаривать его на постановку спектакля именно в Риге с молодыми ребятами. Ведь главный герой, девятнадцатилетний Раздолбай, отправился из Москвы именно в Ригу, в Юрмалу. Санаев отказался. Пусть, мол, сначала выйдет книга, а потом он собирался писать продолжение. А еще планировал снять фильм. Год назад Театр-фестиваль «Балтийский дом» получил у него разрешение на постановку.

Вы — автор инсценировки. Вижу, что не исковеркали оригинал, не переписали по-своему, не перенесли время действия в наши дни…

Игорь Коняев: Я привык, что если режиссер за что-то берется, он многое делает сам — и инсценировку пишет сам. В наши дни переносить историю Санаева не нужно. Прошло только 30 лет с развала СССР. В прошлом году очень много на эту тему размышляли в телевизоре. А потом, я всегда уважительно отношусь к автору и если переношу пьесу в обстоятельства другого времени, например, Островского в наши дни, никогда не переписываю текст. Коверкать талантливую пьесу — свинство, дешевый хайп.

Роман у Санаева большой, многостраничный, перенести его на сцену полностью очень сложно. Надо рассказать о времени, о том, что происходит. Мы представили, по сути, всю историю (а не какую-то часть). Поэтому отбор был серьезный, год работы над первым вариантом инсценировки.

Почему сегодня и кинорежиссеров, и театральных так привлекают 90-е? Ностальгия по тому времени? Ваше мнение?

Игорь Коняев: Мы стали заложниками того времени. Для нас сегодня это незавершенная ситуация. Поэтому так живо воспринимается обращение к 90-м. Состоянию разлома, когда случается революционная ситуация, всегда сложно дать определение и понять, что же с нами в очередной раз произошло. У нас в спектакле главный герой пытается понять новые законы жизни, которые были не известны ни ему, ни родителям. Идеология добра и зла перестала работать? На смену пришла «рыночная идеология» купи-продай, выгодно-невыгодно? А эти идеологии друг с другом не дружат.

А для вас 90-е – какие? Трудные, счастливые, незабываемые?

Игорь Коняев: Для меня это были годы учебы, и они оказались счастливыми. В это время режиссерский курс Льва Абрамовича Додина и актеры его театра сочинили спектакль «Для веселья нам даны молодые годы» или, как потом он назывался, Gaudeamus, по повести Каледина «Стройбат». Спектакль стал символом «театральной перестройки». С ним и еще со спектаклем «Клаустрофобия» мы объездили весь мир. Нам были рады, нас любили, нами восхищались! Ну, а мы открывали для себя мир, о котором знали только по книжкам.

В эти дни я стала перечитывать роман и обнаружила — как давно все это было! Теперь редко кто говорит «чувак», «тачка», «черепа» (родители), «ништяк». А кто из молодых знает, что такое «совминовский дом», «номенклатурный»? Играют ли они в «кинга»? Фарцовка, блат… — это из того времени. Но вы все это сохранили — и хорошо!

Игорь Коняев: Конечно, у нас все это осталось.

Язык — важная примета времени. Поэтому мне странно, когда Чехова пересказывают языком другого времени.

Одна зрительница сказала: «Зачем у вас так много молодежного сленга?» Что поделаешь, если на этом сленге в то время разговаривала почти вся страна. Просто многими словами мы уже не пользуемся, как, впрочем, и современная молодежь. Я вот, например, много современных слов не знаю, приходится заглядывать в словари.

На главную роль нужен был молодой актер (Раздолбаю 19). Ваш Иван Чигасов в труппе «Балтийского дома» не состоит. Новое имя для театрального Петербурга. Вы проводили кастинг?

Игорь Коняев: Я посмотрел много студентов и выбрал Ивана как более подходящего. У него хорошие рекомендации педагогов, как человека упорного, трудолюбивого и талантливого. А потом на репетициях стало понятно, что он тот, кто мне нужен. Я не ошибся. Он студент пятого курса, правда, не актерского, а режиссерского, учится в РГИСИ у Анатолия Праудина. Отыграл премьеру — и улетел в Калининград ставить дипломный спектакль.

СПРАВКА

Игорь Коняев окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 1995 году  (актерско-режиссерский курс Льва Додина). С 1995 по 2004 год работал в студии Малого Драматического театра—Театра Европы. Выпустил спектакли: «Квартира Коломбины», «Ресторанчик… Ресторанчик», «Московский хор», «Блажь» и другие.

Был художественным руководителем Рижского русского театра имени Михаила Чехова (2010 – 2015), главным режиссером Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии (2016 - 2017). Ставил в театрах Челябинска, Саратова, Калининграда, Новосибирска, Омска, Костромы. В Петербурге – в театрах «Балтийский дом», «Приют комедианта», Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Театре музыкальной комедии, Михайловском театре.

Лауреат Государственной премии России, премий «Золотая маска», «Золотой софит».