Текст: Елена Кухтенкова/РГ
В Донецке пишут новую версию "Героя нашего времени". Ученики и педагоги школ города решили создать героическую историю людей, которые живут и работают рядом. В герои попадут школьные учителя, повара, дворники и сторожа - все, кто честно исполняет свой профессиональный долг в тяжелейших условиях постоянных обстрелов города - и эту обычную жизнь тоже можно назвать подвигом. Автором рубрики "Герой нашего времени" стала и учитель русского языка и литературы, лауреат Международного Пушкинского конкурса "РГ" Яна Ефременко.
Один из героев Яны - учитель физической культуры школы № 105 Андрей Дядык. Он для русиста настоящий пример мужества и любви к своей родине. С началом специальной военной операции Андрей вступил в ряды армии Донецкой Народной Республики. Получив должность стрелка стрелкового батальона, принимал участие в кровопролитных боях за город Мариуполь, город Попасная (Луганская область), Авдеевку. А 1 августа получил ранение в районе Авдеевки. Начался долгий период лечения и восстановления. И только в декабре их физрук смог вернуться к жене и маленьким сыновьям.
Героями многострадального Петровского района Донецка стали и простые педагоги, которые несколько месяцев разгружали тонны питьевой воды для населения - среди них была и русист Яна Ефременко. И педагоги, разгребавшие завалы разбитой 105-й школы. И ее директор, который охранял свою школу с выбитыми окнами…
Ученики Яны тоже включились в составление героической летописи. "Девять с половиной лет погибают дети, и все эти годы наши учителя мчатся на работу, в полуразрушенные школы, рискуя жизнью… Готовят видеоуроки, объясняют новый материал дистанционно, - пишет ученица Яны Анастасия Анищенко. - Горстка наших мужественных учителей поднимали завалы, выносили горы стекла, кирпичей и досок. Учитель - это героическая профессия".
Педагоги Донецка старались в конце декабря переключить детей на традиционные темы. "Но что напишет мальчик Ваня, у которого в сентябре погиб отец, и это первый для их семьи Новый год в трауре? Поэтому на уроках русского приходится работать с детьми так: давайте мы представим, пофантазируем, вспомним, давайте помечтаем, - рассказывает Яна. - И мы пишем письмо Деду Морозу, чтобы отвлечься от взрывов за окном. Многие донецкие дети не просят ни телефонов, ни конфет, просят, чтобы все вернулись живыми. О том, что происходит вокруг, мы стараемся не говорить. Никто же не пишет сочинений о воздухе, им просто дышат. Это обыкновенное дело".