Текст: И.И. Манцеров, главный специалист РГАЛИ
Михаил Михайлович Пришвин (4 февраля 1873, Хрущёво-Лёвшино, Орловская губерния — 16 января 1954, Москва) – путешественник, фотограф, агроном, занимает особое место среди отечественных литераторов и публицистов. Он родился в семье елецкого почетного гражданина Михаила Дмитриевича Пришвина и Марии Ивановны (в девичестве Игнатовой) в родовом имении в селе Хрущево-Лёвшино. Отец будущего писателя, страстный охотник и владелец конного завода, умер в 1880 году, оставив на руках жены дважды заложенное имение и долги. И только старообрядческая закваска материнского характера помогла семье вновь встать на ноги.
В возрасте 9-ти лет Михаил начал учиться в деревенской школе, а год спустя – в Елецкой классической гимназии, откуда, однако, через 6 лет учебы был отчислен – из-за «непримиримого конфликта» с учителем географии, крупнейшим русским писателем Василием Розановым. Вскоре Михаил переехал в Тюмень, к своему дяде по матери, купцу 1-й гильдии И.И. Игнатову, владельцу небольшого судостроительного завода. Там до июня 1892 года Пришвин обучался в Александровском реальном училище.
Окончив его, уехал в Елабугу для сдачи экстерном гимназических испытаний, чтобы осенью следующего года стать студентом химико-агрономического отделения Рижского политехнического училища (позднее института). Однако на этой «окраине» империи неспокойная натура внешне тихого Михаила Пришвина нашла то, чего ему так не хватало в российской глубинке, – кипения идей и дискуссий о будущем страны. Рига того периода аккумулировала в себе огромный протестный потенциал, который время от времени давал о себе знать. И центром этого движения был именно Рижский политех.
Активные дискуссии между народниками и марксистами, в которых участвовал и Михаил, завершились для него вступлением в 1896 году в студенческий марксистский кружок, а еще через год – арестом и заточением сначала в Лифляндскую губернскую, а затем в Митавскую тюрьму, где он суммарно провел в одиночном заключении чуть больше года. По итогам судебных разбирательств М.М. Пришвина приговорили к высылке на родину, в Хрущёво, с запретом проживать в крупных городах империи.
Путь к образованию оказался для будущего писателя очень долгим, поскольку попытка восстановления в Рижском политехе не увенчалась успехом. После получения отказа М.М. Пришвин по настоянию матери решил уехать учиться в Лейпцигский университет. Увлечение работами И. Канта, Б. Спинозы, Ф. Ницше на этот раз не помешало ему получить в 1902 году диплом инженера-землеустроителя.
А затем состоялось и возвращение на родину, где Михаил начал работать агрономом в Тульской губернии. Вскоре он устроился в Вегетационную лабораторию Д.Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии, одновременно трудясь на опытных сельскохозяйственных станциях. Именно к этому периоду относятся первые профессиональные исследования литератора, например, 300-страничная книга «Картофель в огородной и полевой культуре» (1908).
Одновременно начинаются и литературные опыты. В 1906 году в журнале «Родничок» вышел первый рассказ 33-летнего писателя «Сашок». Уже здесь проглянули те важные сюжеты о взаимосвязи Человека и Природы, которые потом стали центральной темой не только творчества, но, можно сказать, всей жизни М.М. Пришвина. Позже литературовед и критик Р.В. Иванов-Разумник о рассказе «Сашок» сказал следующее: «Видно было, что молодого автора тянет подальше от людей и городов, поближе к земле и свободе» (РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 2. Ед. хр. 1750).
С 1906–1907 годов, в период мощных крестьянских бунтов, Михаил Михайлович, уже отдавший дань революционности и познавший ее оборотную сторону, уходит из агрономии, весьма плотно связанной с крестьянством и его жизнью. В его жизни наступает тот период, который будет длиться почти полвека, вплоть до кончины, – свободное литературное творчество, вдохновленное образами родной природы. И неотъемлемой частью этой новой жизни станут путешествия.
В 1906 году М.М. Пришвин, уверовав в особую ценность устного творчества, загоревшись этнографией и идеей изучения фольклора народов Севера, совершил поездку в Олонецкую губернию. Там было записано множество местных сказаний, собран материал для книги «За волшебным колобком» (1907). Уже в 1940-х годах Михаил Михайлович вспоминал: «Я начал свое ремесло с того, что, ничего не имея в кармане, отправился за сказками в тот край, где прошел теперь Беломорский канал, и даже мысли у меня не было, какая у меня от этих сказок будет корысть» (РГАЛИ. Ф.1125. Оп. 2. Ед. хр. 176).
Вдохновившись северной природой, вскоре он написал замечательную книгу «В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края» (1907), за что был награжден малой серебряной медалью Русского географического общества. Эту книгу писатель проиллюстрировал своими фотографиями, которые затем стали еще одним увлечением и значимой частью его жизни.
В ходе нескольких поездок на Север М.М. Пришвин посетил Архангельск, путешествовал вдоль берега Белого моря, совершил путешествие по Северному Ледовитому океану, побывал на Кольском полуострове, даже в Норвегии. И везде вел записи о своих странствиях, о жизни и быте северных народов. Впоследствии состоялись и новые поездки: в Заволжье, Крым, на Дальний Восток, – но именно Русский Север навсегда «забрал» сердце писателя.
Параллельно литературному творчеству Михаил Михайлович не забывал время от времени сотрудничать и в либеральной, и в консервативной прессе, откликаясь на «злобы дня». Краткое время был членом Петербургского религиозно-философского общества. Но главным стал тот факт, что к 1910-м годам Пришвин является признанным писателем, чье первое собрание сочинений 1912–1914 годов патронировал Максим Горький. Наступление событий 1917 года Михаил Михайлович встретил яркой критикой на страницах газеты эсеров «Воля народа», где утверждал, что новая власть, в сущности своей, ничем не отличалась от старой. Последовавший вскоре арест лишь убедил писателя в правоте. Выпущенный на поруки, в апреле 1918 года он уехал на родину. Семейное имение вскоре было, конечно, конфисковано, но Пришвин начал работать в сельской библиотеке, затем учителем в Елецкой гимназии.
К этому времени, до 1919 года, он лишился не только матери (в 1914 году), но и всех своих братьев и сестер, а также и двоих сыновей. Он не был одинок, поскольку почти 35 лет рядом с писателем была простая крестьянка Ефросиния Павловна, от которой у него к 1920 году осталось двое сыновей. Но душевной близости между супругами никогда не было. Только в 1940 году Михаил Михайлович встретил ту женщину, которую, казалось, ждал всю жизнь – Валерию Павловну Лебедеву (в девичестве Лиорко). Она стала литературным секретарем писателя, истинным другом и любимой вплоть до его кончины.
В 1920-е годы М.М. Пришвин активно включился в литературную работу, однако по цензурным соображениям многие его произведения (как это произошло с повестью «Мирская чаша» в 1922 году) не публиковались. Несмотря на это, некоторые произведения все же увидели свет. Среди них сборник очерков «Черный араб» (1923), крупный цикл охотничьих рассказов, составивших в 1935 году сборник «Календарь природы». С 1923 года (и до конца жизни) Михаил Михайлович начал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь».
Вдохновение для своих рассказов М.М. Пришвин, несомненно, черпал из природы. В 1930-е годы он вновь ощутил тягу к странствиям и отправился на Север; итогом длительных походов стало обнаружение нетронутой «Берендеевой чащи», после чего писатель начал работу над одноименной книгой очерков.
С началом Великой Отечественной войны он уехал в деревню Усолье Ярославской области, где продолжил заниматься литературной работой, нередко «в стол», поскольку большая часть написанного в те годы увидела свет существенно позже смерти писателя (повесть «Корабельная чаща», «Повесть нашего времени» и др.). Однако часть работ публиковалась фрагментами. В 1945 году вышла повесть «Кладовая солнца».
В полном собрании сочинений писателя 1956–1957 годов неопубликованные произведения заняли последние два тома. «Дневники» М.М. Пришвина, которые он вел с 1905 по 1954 год, представляют собой кладезь его мыслей и природных образов, проходивших через всю жизнь писателя. Значение его наследия трудно переоценить. Все произведения, основанные на восприятии образов природы, понимании религии, философии и человеческих отношений, имеют колоссальную художественную ценность. Виртуозное владение словом позволяло ему погружать читателя в первозданную природную красоту и буквально оживотворять каждый ее элемент – воду, закат, лес и камень. Но особое чувство у писателя всегда вызывал животный мир, и это создавало общность окружающего. М.М. Пришвин это обосновывал тем, что сам человек – каждый в отдельности – дитя природы, а потому самым важным для него всегда была «мастерская природы, где зеленое вещество растений перерабатывает для нашей жизни солнечный луч так, что мы действительно являемся детьми солнца» (РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 1. Ед. хр. 1).
***
Личный фонд Михаила Михайловича Пришвина в РГАЛИ (ф. 1125) является самым полным собранием документов писателя и о писателе. В нем хранится 1921 единица. Среди документов – многочисленные рукописи-автографы, его автобиографии, письма, фотографии. Материалы, имеющие отношение к М.М. Пришвину, также хранятся в фондах поэта Н.Н. Асеева (ф. 28), поэта А.А. Блока (ф. 55), писателя С.Д. Мстиславского (ф. 306), редакции журнала «Красная Новь» (ф. 602), Государственного издательства «Художественная литература» (ф. 613), редакции журнала «Наши достижения» (ф. 617) и многих других.
- 1.М.М. Пришвин. Фотография. РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 1. Ед. хр. 8.
- 2.Аттестат об окончании Тюменского Александровского реального училища, выданный М.М. Пришвину. 12 июня 1892. РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 2. Ед. хр. 1601.
- 3.Диплом об окончании Лейпцигского университета М.М. Пришвиным. На немецком языке. 7 апреля 1910. РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 2. Ед. хр. 1604.
- 4.М.М. Пришвин. Фотография. 1929-1953. РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 2. Ед. хр. 1791.
- 5.Собака М.М. Пришвина Вьюшка. Фотография. [1930-1935]. РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 2. Ед. хр. 1796
- 6.Дневник. Тетрадь № 20. 29–30 сентября 1925. РГАЛИ. Ф. 1125. Оп. 2. Ед. хр. 380.
- 7.Шарж на М.М. Пришвина. Б/д. РГАЛИ. Ф. 617. Оп. 1. Ед. хр. 264.