Текст: Дмитрий Шеваров/РГ
- Мир вашему дому!
- Прощальные слова Виктора Татарского в последнем прижизненном выпуске радиопередачи «Встреча с песней» 26 февраля 2022 года.
«Тоска по Татарскому» – так назывался мой первый очерк о Викторе Витальевиче.
Тогда, тридцать лет назад, это название выглядело странным. Виктор Татарский был на пике своей популярности и как актер, и как радиоведущий. А я только познакомился с ним, и впереди были многие годы нашего общения. Какая могла быть тоска?..
Тоска настигла в конце прошлой зимы. 27 февраля 2022-го Виктор Витальевич умер скоропостижно, внезапно, в работе над очередным выпуском «Встречи с песней». Сердце не выдержало того, что произошло за три дня до этого.
…Прошел год, но, как и прежде, во вторую и четвертую субботы месяца в 21.07 я слышу по «Радио России» голос Виктора Татарского. Это не мистика. И не повторы давних передач. Это совершенно новые выпуски «Встречи с песней».
Виктор Витальевич много лет, начиная с конца 1990-х, работал на опережение событий, создавая запас программ на случай своей болезни или других экстремальных обстоятельств.
Слушатели писали ему: «Благодарим весь коллектив создателей «Встречи с песней»!» А весь коллектив был – Виктор Татарский, да звукорежиссер Дмитрий Федоров.
Не зная выходных, из последних сил, Виктор Витальевич готовил и записывал «Встречи...»
Однажды, лет пять назад, я заговорил с ним о том, что жизнь в России худо-бедно вошла в свои берега и стоит ли так «гнать лошадей», не давая себе пощады. Он прервал мои благодушные рассуждения: «Вы забываете, в какой стране живете».
А потом, откуда ни возьмись, – пандемия. Виктор Витальевич оказался в изоляции, охранник на студии не пускал его в аппаратную, записи передач на несколько месяцев прекратились. Вот тут я и понял, как прав был мой мудрый старший друг. Благодаря заблаговременно приготовленному «портфелю» выпусков «Встреча с песней» все два года пандемии выходила в назначенное время.
Сейчас в «портфеле» Виктора Татарского «Встреч...» осталось всего на три с небольшим месяца. Не будем же их пропускать. Напомню, что услышать передачу можно по субботам: на волнах «Радио России» в 21.07 или на радио «Культура» в 20.00 (время московское).
Будем слушать «Встречу...» так, как ее слушают в городе Орле. В последние годы письма слушателей из Орла были, кажется, единственной радостью Виктора Татарского. Он удивлялся не столько количеству этих писем, сколько тому, что все они были интересными, написаны замечательным слогом и ясными почерками. Ему очень хотелось побывать в Орле.
«Наши израненные души так жаждут покоя...»
Так говорит Лариосик в пьесе Булгакова «Дни Турбиных».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Мне посчастливилось не раз брать у Виктора Татарского интервью. При подготовке этих бесед к печати, что-то неизбежно попадало под сокращения. Сейчас эти слова Виктора Витальевича, оставшиеся в черновиках и на пленке, мне особенно дороги.
О ленинградской блокаде
Всю блокаду я оставался в Ленинграде. Единственное, что мне мать рассказала о том времени, это такой эпизод: «Я везу тебя на санках, вдруг – взрыв. Ты показываешь рукой в ту сторону и смеешься...»
О детстве
После войны мы жили в Москве, в деревянном двухэтажном доме на углу Борисоглебского переулка и Собачьей площадки. Наш дом стоял точно на месте кинотеатра «Октябрь».
Арбат был бандитским районом и наша школа № 95 была хулиганской. Я, видно, чем-то выделялся и на меня часто налетали мальчишки – втроем, вчетвером на одного. Поэтому сейчас, если я вижу, что мальчишки обижают слабого или несколько на одного – я тут же вмешиваюсь.
От меня отстали только в седьмом классе, когда я организовал драмкружок имени Сергея Мартинсона и у меня стали заниматься старшеклассники, они и домой меня провожали.
Вот почему я не пишу мемуары: что вспоминать? Как разводились родители? Как я оказался в доме малютки? Как меня колотили в школе?..
О выборе пути
Сразу после школы я работал в большом профессиональном театре – астраханском драматическом имени Кирова. До сих пор не понимаю, зачем я им понадобился, поскольку никто мной особенно не интересовался. У меня возникло ощущение, что я такому театру не нужен. А зависимость от режиссеров, от их жен, от народных и заслуженных – мне это все очень не понравилось. Один год я побегал там в массовке и решил: в театральный институт поступлю, закончу его, но в театр я не пойду.
О письмах во «Встречу с песней»
В этих письмах Россия не левая и не правая, а истинная: несчастная, не знающая выхода, но уповающая и любящая.
О телевидении
Нашему телевидению предстоит Страшный Суд за гибель нескольких поколений.
О Валентине Толкуновой
Валечка всегда была доброжелательна. Это редкость. Её задушевность была природной, это шло исключительно от человеческих качеств.
Сейчас, к сожалению, в народной песне – имитация душевности, а имитация душевных качеств – это пошлость.
О работе над «Встречей с песней»
Меня накануне записи колотит безумно – так, как будто утром мне идти на первый экзамен в Щепкинское училище. Но колотун происходит только до того момента, как я вхожу в аппаратную, сажусь у микрофона и включаю лампу.
12-я аппаратная – намоленная.
Входя в студию, закрывая за собой дверь, я оставляю в своем существе только самое хорошее. Только добро, только благорасположение, всё остальное – за дверью. Поэтому во «Встрече...» – я такой, каким бы я хотел быть.
О Евгении Евтушенко
Не помню, где мы познакомились, но он был на моей свадьбе. Кажется, он сам нашел меня, когда узнал, что я работаю над программой из шестидесяти шести (!) его стихотворений. В 1971 году у нас уже были совместные вечера – я читал в первом отделении, Женя – во втором. Помню такой вечер в МАИ. Я прочитал двадцать стихотворений и на таком подъеме, что зал устроил овацию.
О Михаиле Булгакове
Первая публикация «Мастера и Маргариты» совпала с началом моей работы на сцене. Программу по роману запретили, я выходил с ней полуподпольно, в Москве на афишах ее нельзя было упоминать. Широко пошла она только при Горбачеве.
А почему мне так близок Михаил Афанасьевич – трудно сказать. Я и сам не знаю, почему, к примеру, мне Пушкин ближе, чем Лермонтов. Я вижу, что Лермонтов гениальный поэт, ценю его язык, образы, мысли, чувствую его темперамент, но Пушкин мне роднее. Возможно, потому что в пушкинской палитре есть та краска, которую трудно найти у Лермонтова: юмор. И вот почему мне близок Булгаков: у него все пронизано сарказмом, юмором, сатирой…
О Сомерсете Моэме
В конце шестидесятых годов, когда я читал программу по стихам Евгения Евтушенко в концертном зале библиотеки Ленина, ко мне за кулисы подошел незнакомый человек, протянул мне книгу и сказал: «Вот эту книгу вы обязательно будете читать. И не просто читать, а со сцены. Она не может вас не заинтересовать». Я посмотрел: Сомерсет Моэм «Подводя итоги». Я поблагодарил, вернул книгу, сказал, что запомнил и автора и название.
И вот как удивительно предвидение этого человека: примерно через тридцать лет я вернулся к этой книге, и …стал читать ее у микрофона. «Подводя итоги» – это размышления человека, который хочет разобраться в своих мыслях. Моэм пишет о жизни, о любви, о Боге, обо всем на свете. Он честно пишет о своих сомнениях. Для него важна логика, а не эмоции, и это сближает меня с автором: я тоже далеко не лирик.
О ностальгии
Когда в письме кто-то вздыхает, как хорошо было в сороковые или пятидесятые годы, мне хочется ответить по-украински: «Не перебирайте, мамо!». При записи я останавливаю чтение письма и обращаюсь к слушательнице: «Мария Петровна, не надо. Вы были юной и прекрасной, но это не значит, что такими же были и те времена». Вторую половину сороковых я уже хорошо помню и мне есть, что сказать про этот период…
О любимой музыкальной классике
Что касается моих предпочтений в области классики, они лежат на поверхности. Это – Бетховен, фантазия для фортепиано, хора и оркестра; исполнители Святослав Рихтер и оркестр под управлением Курта Зандерлинга – великолепного дирижера. Это – оперные увертюры Россини, именно увертюры. Это – Шопен по большей своей части. Это – Рахманинов, в основном Второй и Третий концерты. И Чайковский, конечно, включая балетную музыку Чайковского. В общем, все то, что на поверхности. Уже с Прокофьевым мне сложнее. С Шостаковичем, при всем огромном уважении к его таланту, еще более сложно.
О Паустовском
Я обожал Паустовского. Когда он умер, я нес его гроб. Это был единственный писатель, которого я хоронил от Дома литераторов на улицы Герцена до места упокоения. А хоронили Паустовского в Тарусе.
Я дружил с Алёшей Паустовским. Его акварель – спокойный осенний пейзаж много лет висит передо мной на стене.
Алёша не раз приезжал ко мне. Он был замечательной личностью.
О Чехове
Когда мне очень грустно, печально и я где-то далеко от Москвы, от дома, я очень люблю перечитывать короткие рассказы Чехова. Вот рассказ «Тоска». «Кому повем печаль мою...» Или «Ванька Жуков». Или «Каштанка». Очень люблю «Попрыгунью». Но дома я Чехова не читаю.
Письма во «Встречу с песней» –
всего два из сотен тысяч...
20 сентября 1996
- Здравствуйте!
- Я – Величко Сережка. С Украины. С многодетной семьи. Мне 12 лет. Вот уже 11 годочков живу с бабушкой. При нашей школе есть духовой оркестр. Сейчас играю на валторне, люблю петь. Руководит оркестром ветеран войны Александр Ильич Лукащук, он брал Будапешт. С этого и начну. Лет 5-6 тому назад мы с бабушкой слушали вашу передачу. До глубины души нас тронула песня из репертуара Марка Бернеса, которая кончалась словами: «А на груди его светилась медаль за город Будапешт».
- Бабушка крепко плакала. Я во что бы то ни стало должен спеть эту песню на сцене перед ветеранами в День Победы. Это наша история. Но как это сделать? Мы не знаем слов песни. У нас к вам большая просьба. Пускай кто-нибудь из вас на листочке бумаги от руки напишет слова этой песни. А мы с бабушкой по бартеру вышлем тому человеку посылочку с орешками, да плюс наше огромное спасибо. Больше нам поделиться нечем. Живем на одну бабушкину пенсию, а бабушке уже скоро 70 лет.
- С уважением и надеждой ко всем вам – я и бабушка Наташа.
- Мой дедушка Величко Степан Михайлович тоже ветеран войны. Он брал Берлин. Но дедушка уже никогда не услышит ни этой песни, ни голоса своего внука. А жаль!!!
- село Иванковцы, Хмельницкая область,Украина
27 января 2023 года
- Здравствуйте!
- Хочу рассказать случай из моей жизни и жизни моего младшего сына. Его первое слово напрямую связано с передачей «Встреча с песней»... Моя любовь к передаче с раннего детства: мама слушала, и я вместе с ней. Мама пела – и я рядом с ней впитывала все лучшие песни её молодости. Мама писала письма – я бегала на почту и сбрасывала письма в заветный синий ящик. И вот мамы не стало почти 12 лет назад... И позывные передачи стали такой болью отдаваться в сердце, что не передать словами... Плакала, слушала, вспоминала маму... В этот период у меня родился третий ребёнок, сынок, очень похожий на маму... И вот, чтобы хоть как-то проживать эту боль потери мамы, я пела вместо колыбельной своему малышу песню «Одинокая бродит гармонь...» Каждый вечер, каждую ночь... Он засыпал, и меня эта песня успокаивала, напоминая мамочку... И вот однажды, сыну около 8 или 9 месяцев было, я пела ему в очередной раз: «Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет,не вспыхнет...» И не допев, замолчала, задумавшись... А сынок вдруг открывает глаза и отчётливо говорит: «Огонь».
- Так что, у кого какие первые слова, а у нас первое слово «огонь». Я даже хотела Виктору Витальевичу написать про этот случай, но всё дела, дела... И вот и его нет, дорогого Виктора Витальевича... Но тёплый огонь его передач навсегда в сердце, как и первое слово моего мальчика.
- Светлана Зороева, Чита
ОДИНОКАЯ ГАРМОНЬ
«Встрече с песней» посвящены множество стихотворений. Моё любимое – вот это.
Встреча с песней
- Мама сядет на кухне старинной,
- Целый час её лучше не тронь,
- Если слышно – дорогою длинной
- Одинокая бродит гармонь.
- Писем нет ничего интересней,
- Кто что вспомнил, а что? – позабыл.
- Встреча с песней идёт, встреча с песней,
- Я тогда её тоже любил.
- Сколько музыки сердце вмещает,
- Довоенных времён голоса,
- То любимый портрет возвращают,
- То вдруг чёрные вспомнят глаза.
- Старомодные танго, романсы,
- Печь в землянке и тёмная ночь,
- Танцы, встречи, разлуки, нюансы,
- Даже запахи те же точь-в-точь.
- Есть у жизни такая программа –
- Встреча с музыкой, с песней, с судьбой.
- Я не знаю, что думает мама,
- Просто вижу её пред собой.
- Андрей Анпилов
Ближайший премьерный выпуск авторской программы Виктора Татарского «Встреча с песней» выйдет в эфир «Радио России» в субботу 25 февраля в 21.07 по московскому времени.
Последняя «Встреча с песней» (№ 1467) выйдет в эфир 10 июня 2023 года.
Веб-архив радиопередачи В.В. Татарского «Встреча с песней» расположен в одной из директорий сайта Ретропортал.
Ссылка на его главную страницу.
На главной странице имеются ссылки на страницы с текстовыми расшифровками выпусков передачи, алфавитные каталоги, интервью Виктора Витальевича, а также на другие страницы с разнообразной информацией о «Встрече...» и Викторе Татарском.
Открытый, общедоступный архив передачи сейчас в процессе наполнения, и эта работа займёт ещё несколько лет.