САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Три совета для «авторов без имени» от продюсера Алексея Иванова

Почему не стоит бояться самиздата и, наоборот, стоит ходить на курсы писательского мастерства, даже если вы профессионально пишете, рассказала участникам вебинара от Rideró Юлия Зайцева

Фото: скриншот вебинара, PxHere
Фото: скриншот вебинара, PxHere

Текст: Людмила Прохорова

Платформа Rideró провела вебинар с продюсером писателя Алексея Иванова Юлией Зайцевой «Технология старта для автора без имени». На встрече Юлия рассказала о трех главных шагах («трех ударных точках»), на которых стоит сконцентрироваться начинающему автору, чтобы вписаться в издательский алгоритм и привлечь внимание к своей книге.

Предлагаем прочитать краткий конспект этого вебинара.

Шаг 1. Тысяча и один шанс против «права первой ночи»

Не стоит бояться начинать с платформ самиздата. Публикации на них никаким образом не уменьшат возможности начинающего автора.

Мнение, что издатели борются за «право первой ночи», не имеет ничего общего с реальностью,

потому что, как правило, аудитория площадок самиздата и аудитория традиционных издательств не пересекается. Кроме того, современные издательства понимают, что платформы самиздата — это инкубатор профессиональных авторов, и сами ищут там писателей. Однако, сотрудничая с платформами самиздата, стоит выбирать правильную форму договора. Главные формы которые существуют: передать исключительную лицензию (и получать большие роялти с продаж) или неисключительную лицензию (но оставить за собой право предлагать произведение сразу нескольким компаниям, издателям и т.д.).

Как выбрать договор? Продумать свою стратегию, план на ближайшее время. Если есть сильный текст, то, возможно, стоит оставить себе большую свободу, чтобы быть готовым к шансу, удаче с разных сторон. А если есть план монетизировать свое произведение только на платформе самиздата и в данный момент достаточно именно той аудитории, которую там можно найти, или пока это не «текст всей жизни»? Тогда стоит выбрать больший процент роялти. Однако есть и гибридные форматы. Например, кейс Юлии Волкодав, которая начинала на селфпаб-платформах, но всегда мечтала опубликоваться в традиционном издательстве. Теперь ее книги выходят в «Астрели», но она поняла, что тиражи книг в профессиональном издательстве не такие большие. Теперь у нее есть определенное признание и «легитимизация» творчества от традиционного издательства, но нет достаточной монетизации.

Та огромная аудитория, которая у нее была сформирована на платформе самиздата, не перешла в читателей ее бумажных книг.

Юлия приняла решение, что будет действовать по гибридной стратегии: какие-то книги она будет публиковать в традиционном издательстве, а какие-то — на платформах самиздата.

Еще один плюс платформ самиздата: на них у автора может появиться первая независимая объективная аудитория. Появляется возможность оценки. Кроме того, появляется дополнительный аргумент для своей презентации традиционному издательству.

Шаг 2. Не победить, а засветиться

Стоит участвовать во всех возможных премиях и конкурсах. Участвуйте как можно больше, даже если не нужны сертификаты, награды, деньги, даже если вы не верите в победу! Это как в спорте: просто надо держать форму. Главная задача — не победить, а засветиться. Ведь премии отслеживают критики, издатели, блогеры, состоявшиеся авторы, они же входят в состав жюри и читают работы номинантов, полуфиналистов и финалистов, а не только победителей.

Еще один важный момент: премии прекрасно самоорганизуют. Когда есть конкретный дедлайн, это создает дополнительную мотивировку писать, ускориться, уложиться в сроки, победить свою лень, прокрастинацию.

Однако, участвуя в различных конкурсах, надо внимательно читать условия, положения и договоры на подпись. Вдруг там прописано, что автор передает права на свой текст организаторам премии на 50 лет? В таком случае автор рискует, не прочитав внимательно договор, передать роман всей своей жизни какому-то микроскопическому издательству.

Кроме того, не стоит пренебрегать и школами писательского мастерства.

Даже если вы уверены, что профессионально пишете, то, заплатив за курсы creative writing, вы отчасти платите и за право внимательного отношения к своему тексту,

и за возможность засветиться, ведь там также работают редакторы, издатели и др. участники литпроцесса.

Еще один важный совет: когда придет удача, то надо быть к ней готовым. Смысл этого совета в том, что не надо носиться с одной-единственной книгой 25 лет, надо писать, наполнять свой «портфель» произведений, и когда предоставится шанс, то уже будет что предъявить издателям.

Шаг 3. Роуд-муви для дебютного автора

«Везет тому, кто везет». Существует миф, что известные авторы получают какой-то фантастический пакет продвижения от издательства, а дебютные не получают ничего, а должны предъявить все сами. На самом деле, издательство ожидает, что пиарить себя будет и начинающий, и успешный автор, потому что одного лишь издательского пиара никогда не достаточно. Не надо считать за оскорбление, если тоже предстоит участвовать в своем продвижении.

Одна из стратегий продвижения — «роуд-муви». Смысл ее в том, что важен не только результат (написанное произведение), но и сам путь к нему. Например, главный артефакт для любого писателя — готовый роман, и авторы в основном сообщают только несколько вещей: вот роман написан, вот его обложка, а вот в каком магазине его можно купить. Этого недостаточно! Ведь как бы это трагически ни звучало, но если вы начинающий автор, то читатели вашего романа еще не ждут. И важно показать путь создания своего произведения, чтобы у читателей возникла с ним теплая связь, интерес. И это «шоу» можно растягивать целый год в своих социальных сетях. Любое событие надо давать в информационной нарезке, не надо кидать сразу «палку колбасы», а затем молчать десять дней.