Текст: Анастасия Кейзерова
Свое выступление член Союза писателей России, член правления Союза писателей ДНР поэт Анна Ревякина начала с напоминания о том, что много лет в ТАСС работал легендарный фотограф из Донецка Евгений Халдей, чей снимок «Знамя Победы над Рейхстагом» в мае 1945 года опубликовали практически все газеты планеты, он же был единственным фотографом от Советского Союза на Нюрнбергском процессе. Анна заметила, что горда быть из одного города с ним.
«Я дончанка, первый поэтический текст я написала в 6 лет, и он был посвящен Донецку. С тех пор я много занимаюсь геопоэзией. Я дочка физика, поэтому говорю «полупоэтическим», «полуфизическим» языком, а по образованию еще и экономист. После большого поэтического взрыва, который произошел сейчас, поэзия будет расширяться, - считает Анна Ревякина. - В экономике есть такое понятие, как циклы Кондратьева, на мой взгляд, они присущи и поэзии. Я не филолог, чтобы описать эту цикличность, но я ее вижу. Сегодня происходит взрыв поэзии, и отчасти он рукотворный: ведет отчет от 24 февраля. У меня в руках «Великий Блокпост. Антология донбасской поэзии 2014-2022 гг.», где я составитель и где представлены 45 русских, донбасских, поэтов. По этим текстам можно посмотреть, как менялась поэзия, что происходило в истории».
Следом Анна прочитала свое стихотворение: «Сама не знаю, как я их пишу, //как будто и дышу, и не дышу. //И буквы, превращаясь в отпечатки, //канючат их под утро отпечатать, //предать огласке, высвободить пядь, //как будто словом можно повлиять. //Но точно можно обозначить время, //суровость быта, свист в печной трубе. //Прошу, мой свет, ни слова о войне, //ни слова про завышенную цену, //которую приходится платить, //нанизывая бусины на нить…».
Поэт Светлана Куралех автор сборника стихов «Дневник на фоне канонады» напомнила, что сегодня еще и Международный день кукольника, важный и для нее праздник, так как с 1977 года она работает в Донецком академическом театре кукол руководителем литературно-драматургической части.
«Я дитя войны. Родилась в России, в Саратовской области, затем закончила институт в Харькове, а после – отделение поэзии Литературного института. Я вечно раздваивалась: была инженером, затем - завлитом театра кукол, а стихи все время были не на переднем плане. Но в Донецке мои самые близкие друзья. И самое главное мое четверостишье, наверное, это: «И вечная музыка, вечного страха, // И вечная улица - мой кабинет. //А если стихов не коснулась бумага, // Простите, я просто летела на свет».
Основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов, режиссер Влад Маленко заявил, что он бы очень хотел, чтобы эти «библейские времена закончились, а поэзия осталась, чтобы она не была скорой помощью, которой она сейчас является».
«Я бы хотел, чтобы поэзия радовала, утешала и перешивала сознание молодых людей. Для меня поэзия сродни наступающей весне. И пусть поэзия будет сырая, несовершенная, но позволяющая чувствовать жизнь», - добавил Маленко и прочитал строки из своих стихов – «И ты вернулась, наконец, сбежав из рая, //Несовершенная моя, весна сырая! // Прижалась вдруг полужива, // полуодета... //Ещё вся нежность впереди и смелость лета».
Поэт Александр Антипов считает, что талантливые авторы были всегда, просто сейчас время упрощения. Также Антипов рассказал, что в этом году на Всероссийский фестиваль молодой поэзии «Филатов фест» поступило более 2000 заявок.
Поэт Роман Сорокин уверен, что спрос на поэтов и на поэзию рождается не всегда: «Но, как говорил Гейне, «когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта». Видимо, сейчас такое время. Стихи должны поражать и удивлять».