Анастасия Скорондаева/РГ
В каменном двухэтажном флигеле, что на Садовой-Кудринской, 6, Антон Павлович и его семья проживали с лета 1886 до весны 1890 года, до отъезда писателя на Сахалин и на Восток. Хранители музея шутят, что реставрация длилась дольше, чем сам Чехов жил здесь: музей закрылся в 2018 году, а преобразившись, распахнул двери для посетителей только сейчас, весной 2023 года. Но ожидание того стоило: здесь хочется часами исследовать жизнь и наследие автора "Трех сестер" и "Вишневого сада".
- В Москве открылся дом-музей Чехова после пяти лет реставрации / Автор: Егор Бадьянов
В "доме-комоде", как называл его в письмах сам Чехов, бывали литераторы, художники, актёры, музыканты: Короленко, Гиляровский, Суворин, Григорович, Левитан, Чайковский и многие другие. Вот и сегодня дом полон гостей: на открытие приехали Министр культуры РФ Ольга Любимова, советник президента Владимир Толстой, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, театровед и педагог Борис Любимов. Друзей музея принимали нынешние хозяева дома - директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак и заведующий отделом "Дом-музей А.П. Чехова" Эрнест Орлов.
- Будем, как в хороших пьесах, подворовывать слова друг у друга, - пошутила Ольга Любимова, когда вместе с Дмитрием Баком они рассказывали, как шла реставрация. - Была проделана сложная и кропотливая работа, мешали и ковидные ограничения, но в итоге все получилось. И сегодня здесь можно увидеть большое количество экспонатов, которые раньше находились в запасниках.
- Литературные музеи и люди, которые в них работают, это особая среда, содружество единомышленников, - заметил Владимир Толстой. - Я тоже когда-то был директором музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна". Мы любим ходить друг к другу в гости, к нашим героям, персонажам, поэтому было очень грустно, что мы несколько лет не могли заглянуть к Чехову. Мы очень ждали этого открытия, потому что соскучились. И я сегодня пришел сюда почти как домой.
Дмитрий Бак заметил, что благодаря художественному решению число представленных музейных предметов в музее увеличилось почти в два раза и предусмотрена возможность их сменяемости. Публика поспешила осматривать экспозицию.
- Мы не случайно начинаем нашу встречу в театральном фойе, - рассказал заведующий отделом "Дом-музей А.П. Чехова" Эрнест Орлов. - О Чехове прежде всего знают как об авторе пьес. Еще до реконструкции мы поняли, что наши гости приходят к нам чаще всего из театра, поэтому экспозиция начинается с работ "Иванов", "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад". Но потихоньку мы раскрываем другого Антона Павловича - менее знакомого, не только драматурга, но Чехова человека, врача, гражданина, путешественника. И путешествие - одно из важнейших линий экспозиции. Образ чемодана у нас становится ключевым, так как это связано с бегством Чехова от неразрешимых ситуаций, от семьи и порой даже от самого себя.
И действительно, войдя в терракотовый домик, мы тут же видим "ледяные" кубики, где застыли герои известных пьес. Складывается ощущение, что пока гости будут осматривать музей, кубики растают, словно обозначая конец спектакля.
В следующем зале перед нами открывается чеховская Москва: здесь можно увидеть около 25 мест, связанных с писателем. Представлен и "реальный контекст" той жизни - газетные выдержки новостей, которые совпадают с чеховскими сюжетами, настолько тесно было связано творчество писателя с происходящими событиями тех лет.
В "Черном кабинете" - следующем зале, мы оказываемся в писательской лаборатории. Главный здесь - печатный станок, как символ тиражируемости "малой прессы", в которой в то время публиковался Чехов. Заглянув в специальный ящичек, можно подсмотреть "стоимость" работы Антоши Чехонте: так, например, в 1883 году гонорар в журнале "Зритель" и "Осколки" составлял восемь копеек за строчку, в то время как цена ситного хлеба за 450 граммов была пять копеек. Приоткрыв другой ящик, увидим первую московскую фотографию, сделанную Антоном Павловичем после получения первого литературного гонорара.
В специальных комодах в музее нашлось место и купленным во Франции щегольским галстукам, и медицинским принадлежностям, и рыболовным снастям Чехова, и запонкам в виде цапель, и, конечно, знаменитому пенсне.
Как отмечают создатели концепции экспозиции, гостю чеховского домика неспроста постоянно приходится открывать ящички, выдвигать тумбочки, а то и вовсе распахивать гигантский сундук, превращающийся в чемодан-витрину, в котором можно разглядеть ракушки, привезенные писателем с острова Цейлон, или карточки-анкеты переписи, проведенной Антоном Павловичем на Сахалине в 1890 году. Это сделано для того, чтобы посетитель мог почувствовать себя исследователем творчества и жизни Чехова.
Конечно, особого внимания достоин и мемориальный кабинет, где было написано более 100 рассказов, а также пьесы, среди которых "Иванов", "Леший", "Медведь", "Предложение", "Свадьба", "Трагик поневоле", "Татьяна Репина".
Так, постепенно, мы видим, как из автора "малой прессы" рождается писатель "большой" литературы, один из самых популярных русских классиков в мире и по сей день.
Кстати
Сейчас в Доме-музее А.П. Чехова проходит выставка "Художник должен быть свободен", где, в частности, можно увидеть уникальный портрет Михаила Александровича Чехова, написанный Ольгой Константиновной Чеховой. А также здесь впервые представлен парный портрет Ф.И. Шаляпина и И.Ф. Шаляпиной, сделанные Сергеем Сергеевичем Чеховым. До этого их не видела широкая публика, так как работы поступили в музей только несколько лет назад.