Текст: ГодЛитературы.РФ
Новая книга дважды лауреата премии «Большая книга» Шамиля Идиатуллина Роман «До февраля» — триллер об орудующем в небольшом российском городе серийном убийце. Классический детектив, в основе которого лежит детская считалка с финалом «и никого не стало».
Россия, провинция, осень 2021 года. Местной власти потребовалось срочно возродить литературный журнал «Пламя». Первокурснице Ане поручают изучить архив журнала — и там, среди графоманских залежей, юный редактор находит рукопись захватывающего триллера, написанного от лица серийного убийцы. А вскоре выясняется, что описанные в тексте убийства — не придуманы: они и правда происходили в городке пятнадцать лет назад, и душегуба тогда так и не поймали...
О раскопках в архиве узнаёт автор рукописи — и теперь давно затаившийся маньяк должен выбрать, чего он хочет больше: покоя, который может нарушить Аня, или литературной славы?
С разрешения издательства публикуем фрагмент романа.
Шамиль Идиатуллин "До февраля"
- Издательство: АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2023 г.
Часть третья. Это про нас книжка
Глава пятая
Аня вскинула голову и прислушалась. В хлопанье дверью не было ничего особенного, тем более в здании издательства, пусть и малонаселенного. Набор темпераментов едва ли не превосходил ассортиментом численный состав сотрудников, многие двери поддавались только сильным, и вечерний час на эти кадровые и фурнитурные особенности почти не влиял. Однако синхронизация текста и реальности заставляла напрячься.
Приближавшиеся шаги раскатывались по темному коридору так, что от крестца к затылку проходилась массажная щетка.
Аня, стараясь почему-то быть беззвучной, завозилась в кресле, на котором стояла коленями, и с испуганной неловкостью, едва не потеряв равновесие, сунула ноги в сапожки. В дверном проеме появилась невысокая фигура, и Аня выдохнула. Вахтер это был, с первого этажа. Болтливый, но безобидный старичок со старообрядческим каким-то именем.
— Девушка, вы же «Пламя», да? — осведомился он, пытаясь рассмотреть лицо Ани над уткнувшимся в стол конусом света. — Добрый вечер. Тут электрик пришел, говорит, надо, где старые рукописи, дополнительную подсветку сделать. Это где?
Аня задвигала ящиками стола, одновременно ерзая пятками, чтобы сапожки сели как надо.
— Сейчас, — сказала она торопливо. — Я покажу, секундочку.
Ключ нашелся, естественно, в почти пустом верхнем ящике, куда Аня его положила и где двумя секундами раньше обнаружить его не удалось.
— Пойдемте, — предложила она, пытаясь высмотреть электрика за вахтерской спиной. — Только там вообще света нет, не только дополнительного. Будет здорово, если сделаете.
— Да вы сидите, чего бегать, — снисходительно сказал вахтер, протягивая руку. — А товарищ всё сделает, раз пришел, да?
— Да? — нерешительно спросила Аня, стискивая ключ холодной, оказывается, рукой.
Тень, сгустившаяся за спиной вахтера, вальяжно двинула козырьком форменной, похоже, кепки. Аня, помявшись, протянула ключ.
— Вот, третья дверь справа, без надписей.
Она некоторое время постояла у дверей, вслушиваясь в неторопливо удаляющиеся шаги, подшаркивающие — вахтера, и почти бесшумные, но, кажется, странновато неровные — электрика. Поверх шагов булькал ручеек безудержной болтовни Петра Карповича: вспомнила, наконец, как его зовут. Вахтер сочувствовал режиму работы электрика, вынужденного прибывать на вызова в восьмом часу вечера, да еще больным, вон сипите-то как, небрежно отмечал, что и работа охранником — не из легких, сетовал на запущенность здания и невоспитанность сотрудников и особенно арендаторов — приличные-то разбежались на удаленку и вообще, теперь только шелупонь всякая ошивается, но этот вот этаж — последний порядочный, еще издательский, старая школа, несмотря что молодежь.
Электрик в ответ, кажется, даже не угумкал, что Петра Карповича совершенно не смущало.
Аня вернулась к столу.
Петр Карпович с некоторым усилием отпер дверь и со второго раза распахнул ее.
— Вот это, значит. Ох, темень. Вам стул, лампу или что-нибудь нужно?
И зажмурился от слепящего мертвенного света — электрик щелкнул фонариком, прошептал сипло:
— Всё есть.
Он шагнул в архив, поставил на пол крупный кофр, который держал в руке, и принялся изучать проводку, совершенно не обращая внимания на Петра Карповича. Тот, потоптавшись, зашаркал к лестнице.
Электрик, зажав фонарик под мышкой, извлек и надел белые строительные перчатки, выдернул со
стеллажа ближайшую стопку рукописей и начал перебирать ее, но тут же бесшумно вернул обратно: по коридору приближались шаркающие шаги.
— Вот, — сказал Петр Карпович, покачивая старой настольной лампой. — Там если розетка есть, можно включить, всё удобнее будет.
Электрик ощупывал древнюю скрутку проводов, пару раз покрашенную поверх изоленты. Поворачиваться к собеседнику он, похоже, не собирался.
Ты бы перчатки снял, замучаешься в строительных-то, хотел сказать Петр Карпович, но решил не лезть в прямом смысле под руку специалисту, тем более такому невежливому. Еще и маску не приспустит даже. Хотя она как раз необходима, вон какие пылевые смерчи в фонарной подсветке трясутся и ползают, даже от взгляда издали чихнуть хочется.
Петр Карпович, потоптавшись, растер нос, с кряхтением поставил лампу на пол и удалился, негромко ворча про то, что взрослые люди теперь хуже молодежи, которая как раз попадается толковая и вежливая.
Лишь убедившись, что ворчание и шаги удалились по лестнице, коридор чист, а из приоткрытой двери единственного обитаемого кабинета долетает только редкий шелест страниц, электрик взялся за дело. Проигнорировав лампу, он пристроил фонарь на одну из полок и в его свете принялся поочередно вытаскивать стопки рукописей и копаться в них — сперва аккуратно, далее с растущей досадой и небрежностью. Некоторые кипы вставали на место косо, отдельные листки и папки заваливались за штабель или, кувыркаясь, распластывались на полу. Электрик исследовал все полки, переставляя фонарь по мере необходимости.
Возвращать бумаги на верхние ярусы он просто не стал: сгрудил их на полу, попрал, проигнорировав штабель складных стульев в дальнем конце архива, и убедился, что ни одной папки вне поля его зрения не завалялось.
Стопки под ногами пошатнулись, электрик медленно съехал на пол и застыл, повесив плечи и уставившись в молочно-белое пятно, обесцветившее рисунок на древнем линолеуме и края раскиданных по полу папок. Постояв так, он погасил фонарь, снял перчатки и некоторое время как будто привыкал к темноте и тишине.
Тишина была неполной. Электрик вышел в коридор. Голова его медленно нацелилась на голос Ани, негромкий, но отчетливый.
Змей надел перчатки, подхватил с пола оставленную Петром Карповичем настольную лампу и беззвучно пошел к подсвеченному прямоугольнику, наматывая провод на кулак.
Глава шестая
Змей замер у двери, слушая щебетание мелкой девульки. Девулька болтала по телефону, развернувшись в кресле к мутному окну и вытянув ноги — видимо, к батарее.
— Да то же самое, про серийного убийцу. Он, короче, старушек душит и думает про это, в чем самый кринж. Ага, Достоевский, карликовая модель, пять старушек — уже рубель. Графомания адская, конечно, на пафосе, ошибок полно и название дебильное.
Провод лампы впился в перчатку, натягиваясь.
Змей улыбнулся под маской и сделал шаг. Фигура со склоненной головой не слишком четко, но разборчиво отражалась в окне, но девулька этого не замечала — наверное, любовалась носочками, втиснутыми меж чугунных секций батареи.
Пусть полюбуется напоследок.
— Это как раз поменять можно или объяснить, — возразила девулька. — Но, Соф, мне ужасно нравится. По сравнению с остальным — супернайс. Захватывает. Реально «Новый Несбё родился» скажут, классно же.
Змей моргнул и улыбнулся под маской немного иначе. Провод вокруг его кулака обвис.
— Фрагментами, ну, — продолжала девулька, умудрявшаяся зябнуть в такой духоте. — Я так Наташе и сказала. А она психанула чего-то. Ну я завтра еще поговорю. Куда денется, всё равно ничего лучше нет. Найдем, конечно. Какой автор откажется-то?
Змей смущенно поежился, совсем опустив голову, и сделал шаг назад.
Аня ойкнула и рывком развернула кресло, едва не вывалившись из него.
Она соскочила на пол и, часто дыша, всмотрелась в дверной проем. Рывком обернулась к окну, пытаясь понять, не приняла ли за отражение далекое движение на улице, и снова уставилась в черный прямоугольник коридора. Судорожно сглотнула, прислушалась и, поднеся ко рту телефон, тихонько сказала:
— Соф, я перезвоню.
Аня поводила пальцем по экрану, будто подбирая соответствующий обстоятельствам номер, но так ничего и не подобрала. Нашарив сапожки, она нерешительно дошла до двери, поколебавшись, выглянула, осмотрелась и побрела к архиву сквозь тьму, стылую и зазвучавшую странно. На полпути Аня остановилась, прислушиваясь: почудилось, или эхо шагов как будто прихрамывает? Нет, всё вокруг оставалось покойным и унылым.
Аня тихонько стукнулась в дверь архива повыше торчащего ключа.
— Простите, вы еще не заканчиваете?
Подождав, она открыла дверь. На пол громко шлепнулась папка.
Аня, ойкнув, отскочила, подышала и включила фонарик в телефоне. В комнатке вместо электрика был бардак: стопки папок перекошены, пол завален листками, поверх которых бугрились спины пылевых облачков. Аня пару раз щелкнула выключателем. Свет не зажегся. Аня хмыкнула, захлопнула дверь, щелкнула замком и замерла от еле слышного шороха, почти совпавшего с щелчком.
Почти.
Это не эхо.
— Это... вы? — спросила Аня и повела лучом.
Луч трясся.
— Вы где?
За пределами луча возникли и понеслись навстречу торопливые шаги.
— Не получилось сделать, да? — громко спросила
Аня, зачем-то вцепившись свободной рукой в ручку двери.
— Аня, вы там? — послышался знакомый голос. — Блин!
У Аниной двери что-то грохнуло и покатилось, играя неровным эхом. Аня подпрыгнула со смешным, как сама сразу поняла, писком, на миг замерла, сведя кулачки перед грудью, обозлилась на себя и побежала к своему кабинетику, светя телефоном.
У ее двери растирал голень, озираясь, Паша. Рядом с ним валялась настольная лампа.
— Наставили капканов, понимаешь, — бормотал Паша.
— Паш, ты ничего не слышал? — спросила Аня.
Паша подхватил лампу и возбужденно объявил:
— Да я дофига услышал! Там, короче...
— Не, я про электрика. Навстречу тебе не попался?
— Нет вроде.
— Странный какой-то. Пришел, бумаги перемешал, нифига не сделал, ушел.
Паша звучно затоптался от нетерпения.
— Нормальный электрик, все такие. Забей. Пошли, покажу, что нарыл.
— Я домой собиралась вообще-то.
— Так и собирайся. У тебя и... А, у тебя компа нет.
Вещи бери, запирай хозяйство и ко мне на секунду буквально. Не пожалеешь.
— Вы все так говорите, — пробормотала Аня.
Паша недослышал:
— Как?
Аня махнула рукой и пошла собираться.
— На «ты» перешли, да? — уточнил Паша вслед.
— Еще раз так выскочишь, я на тот свет перейду.
Сядешь за неумышленное.
— Чего это за неумышленное-то, — пробурчал Паша, смутился и пошел раскладывать фактуру.