САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Специальное издание Пастернака вручили старшеклассникам в Пермском крае

Победителям и призерам двенадцатых юношеских Пастернаковских чтений, прошедших во Всеволодо-Вильве (Пермский край), достался редкий экземпляр «Детства Люверс»

Фото: музей «Дом Пастернака» во Всеволодо-Вильве
Фото: музей «Дом Пастернака» во Всеволодо-Вильве

Текст: Игорь Карнаухов

Это ограниченное издание ранней (1922) повести Бориса Пастернака, иллюстрированное целиком западноуральскими детьми. Данный приз – изначально библиографическая редкость, ибо эту книгу невозможно купить в торговой сети.

Работа над этим проектом, воплощенным общественным объединением «Аспектус» и пермским издательством «Политрук», велась два года. На призыв инициаторов откликнулись более шестидесяти детей со всего Пермского края, приславших свои рисунки в адрес музея. В итоге в книгу было отобрано более пятидесяти работ в разных техниках, от акварели до карандаша, почти от сорока ребят из шести городов и самого поселка Всеволодо-Вильва. Самому младшему из юных художников-оформителей было 9 лет, самому старшему – восемнадцать, это как те, кто всерьез изучал живопись в изостудиях и школах искусств, так и сами себе рисовальщики. Они выполнили «психологически точные иллюстрации, органически дополняющие повествование, и в которых нашли отражение понимание школьниками сюжетных линий и их восприятие Урала», отмечают организаторы. На издание книги был привлечен грант краевого конкурса социальных и гражданских проектов (губернаторский).

Фото: Игорь Карнаухов

– Еще не иллюстрировали прозаика или поэта дети, живущие в том же месте, где жил или творил автор! – считает заведующая музеем «Дом Пастернака» во Всеволодо-Вильве, кандидат географических наук Анастасия Фирсова. – Мы создали прецедент.

«Детство Люверс» – первое крупное прозаическое произведение Бориса Пастернака. По данным литературоведов, идея у него возникла как раз в период пребывания в Пермской губернии, в 1916 году, исследователи творчества писателя даже знают этот момент.

Молодой поэт, работавший тогда на химических заводах Саввы Морозова, к тому времени покойного, под руководством Бориса Збарского, приезжал по различным поводам в губернский город, Пермь. Однажды весной в магазине на улице Осинской он накупил вещей для родителей и любимых сестер. Потом прогулялся до берега Камы и здесь, при обозрении величественного течения с высокой кручи, воспоминание о сестрах навело его на мысль о девочке, которая могла бы жить здесь, у широкой мощной реки. На улице Осинской он потом и «прописал» свою героиню.

Вообще Пастернаком был задуман роман под рабочим названием «Три имени». Однако полностью этот замысел остался неосуществленным: страшной зимой 1917-1918 года, когда в России бушевали революционные события и зарождалась Гражданская война, он создал только начало, около 360 страниц. Эта рукопись в 1922 году и была напечатана как «Детство Люверс».

Центральным действующим лицом повести стала девочка Женя Люверс, дочь, вероятно, бухгалтера. Она родилась в Перми и вместе с семьей переезжает в Екатеринбург, и путешествие через Урал является одним из главных событий в сюжете.

  • То, что она увидала, не поддается описанию. Шумный орешник, в который вливался, змеясь, их поезд, стал морем, миром, чем угодно, всем. Он сбегал, яркий и ропщущий, вниз широко и отлого и, измельчав, сгустившись и замглясь, круто обрывался, совсем уже черный. А то, что высилось там, по ту сторону срыва, походило на громадную какую-то, всю в кудрях и в колечках, зелено-палевую грозовую тучу, задумавшуюся и остолбеневшую. Женя затаила дыханье и сразу же ощутила быстроту этого безбрежного, забывшегося воздуха, и сразу же поняла, что та грозовая туча – какой-то край, какая-то местность, что у ней есть громкое, горное имя, раскатившееся кругом, с камнями и с песком сброшенное вниз, в долину; что орешник только и знает, что шепчет и шепчет его; тут и там и та-а-ам вон; только его.
  • – Это – Урал? – спросила она у всего купе, перевесясь.
  • Весь остаток пути она не отрываясь провела у коридорного окна.

Тираж редкой книжки ограничен – всего 300 экземпляров, ее нельзя приобрести в свободной продаже, а можно только получить в поощрение (или в подарок).

Кстати, среди победителей конкурса есть юная москвичка. У Варвары Алексеевой, учащейся столичного лицея № 1553 им. В. И. Вернадского, приехавшей на Западный Урал, оказалась лучшая исследовательская работа по творчеству Пастернака среди учеников восьмых-девятых классов.

В той же категории среди старшеклассников победителем была признана Наталья Вильман, тоже лицеистка, из Березников (здесь и далее Пермский край). В конкурсе чтецов стихов Пастернака и Маяковского «Мир – это музыка» в обеих группах лидировали ребята из краевого центра: среди девятиклассников – Григорий Новиков, среди десяти-одиннадцатиклассников – Леонид Карабашев. В конкурсе чтецов прозы «Мы с жизнью на один покрой» среди восьми-девятиклассников верх одержала Елена Курбанова из города Губахи, среди старшеклассников – Майя Петросян из Соликамска. В разделе «Ответ поэту» (анализ одного стихотворения) победу присудили Александре Завизион из той же Губахи.

XII Пастернаковские чтения впервые за три года прошли в очном режиме, которого в предшествовавший период не позволяли противоэпидемические предписания, в ней лично приняло участие более восьмидесяти учащихся.