САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Михаил Сеславинский: «Бенуа — Леонардо русского искусства»

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского»

Текст и фото: Михаил Визель

"Бенуа - фантастическая фигура, русский Леонардо да Винчи в области искусства", - заявил на презентации, прошедшей в виде "виртуальной экскурсии", сам Михаил Сеславинский - многолетний руководитель Роспечати, а ныне заместитель гендиректора по GR крупного российского холдинга, и всегда - рьяный библиофил, председатель Союза библиофилов России. Вслед за этим он признался, что выставка была задумана еще в 2020 году, к 150-летию самого Бенуа (1870-1960), но самоизоляция смешала эти, как и многие другие, планы.

Но повод нашелся не менее весомый: выставка «Книжный и графический мир Александра Бенуа в собрании Михаила Сеславинского» с дополнениями из фондов Государственного музея А. С. Пушкина приурочена к 125-летию создания художественного объединения «Мир искусства». Она демонстрирует две основные сферы творчества выдающегося художника – эскизы театральных костюмов и декораций, а также работы в области книжной графики. Дополнена экспозиция на антресолях особняка в Хрущевском переулке письмами А. Н. Бенуа, оригинальными фотографиями, открытками, а также "эфемерами", связанными с историей «Мира искусства».

Фото: Бенуа А.Н. Сцена в гареме. 1919

Сам Бенуа начал собирать свои коллекции смолоду, буквально с линогравюр, покупаемых на набережных Сены по несколько франков и даже сантимов, но по мере того, как росло его благосостояние, росли и его интересы, продолжил Сеславинский, усмотрев в этом параллель с собственной библиофильской деятельностью. Работы же самого Бенуа собирали начиная с начала ХХ века. И эта традиция собирательства не прерывалась.

Бенуа - один из главных иллюстраторов Пушкина, напомнил коллекционер. Именно он сформировал традицию сопровождения художественных текстов иллюстрациями. Подтверждением чему могут служить такие представленные работы в области книжной графики, как варианты иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина «Пиковая дама» (1910) и «Медный всадник» (1916), а также книги, оформленные А. Н. Бенуа. Это знаменитая «Азбука в картинах» (1904), «Пиковая дама» (1911), «Капитанская дочка» (1919) и «Медный всадник» (1923) А. С. Пушкина, «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910), «Версаль» (1922), «Страдания молодого Вертера» (1926) А. Моруа, «Урок любви в парке» (1927) Р. Буалева, «Григорий Орлов» (1946) А. А. Попова и др.

В раздел театральной графики выставки вошли эскизы костюмов к опере Д. Пуччини «Богема» (1946), балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» (1940), опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), балету С. Лифаря «Голый король» (1940), балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1920-е), а также эскиз декорации к комедии К. Гольдони «Слуга двух господ» (1920).

В завершение презентации выступила Н.Д. Солженицына. Причем в неожиданном амплуа манекенщицы. Она продемонстрировала свою блузку - пошитую, как она рассказала, в Швейцарии в 1974 году перед тем, как Солженицыным надо было ехать в Стокгольм получать Нобелевскую премию. По словам Наталии Дмитриевны, ей порекомендовали одного из последних дамских портных, у которого сохранился отрез ткани с вышивкой по рисункам Бенуа. Из него-то и были пошиты вечернее платье и блузка.

На открытии выставки был также представлен выпущенный издательством "Бослен" внушительный альбом "Книжный мир Александра Бенуа: этюды исследователя и коллекционера", в который вошли представленные на выставке экспонаты, сопровожденные развернутым авторским комментарием Михаила Сеславинского.

Выставка продлится с 22 июня по 10 сентября 2023 г.