САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пять лучших романов Валентина Пикуля

К 95-летию со дня рождения мастера исторической беллетристики вспоминаем его лучшие книги

Писатель Валентин Пикуль. Фото: soyuz.ru
Писатель Валентин Пикуль. Фото: soyuz.ru

Текст: Вячеслав Немиров

Валентин Пикуль родился 95 лет назад, 13 июля 1928 года, в Ленинграде. Ему предстояло многое пройти: Великая Отечественная война, потеря отца, служба на флоте – Пикуль был одним из первых «Соловецких юнг», выпускников школы боцманов и юнг, существовавшей на Соловках в годы войны. Оказавшись песчинкой в безжалостном водовороте истории, Пикуль с достоинством выдержал проверку на прочность и всю жизнь сохранял оптимизм и романтическое мировоззрение – писателя влекло к морю и приключениям. Именно поэтому большинство его романов – а написал их Пикуль немало – повествуют об отважных и сильных людях, живых двигателях истории.

Конечно, Валентина Пикуля очень легко ругать. Писатель неохотно работал с источниками, часто просто придавая форму романа малоизвестным мемуарам, в каждом из них допускал десятки (если не сотни) исторических неточностей. Все это правда – но как же легко и интересно читаются книги Пикуля! Александр Дюма, автор «Трех мушкетеров» и «Графини де Монсоро», тоже вольно обходился с фактами прошлого. Делал он это явно не реже Пикуля, однако у суровых знатоков литературы вопросов к французскому литератору в разы меньше.

Всегда стоит помнить, что жизнь и литература – вещи абсолютно разные, а писатель редко претендует на лавры историка. Если воспринимать прозу Пикуля как оду приключениям, то все встает на свои места: и остается только читать да наслаждаться талантом рассказчика.

«Реквием каравану PQ-17»

Как признавался сам Валентин Пикуль, идея романа пришла к нему спонтанно. Автор вовсю работал над произведением о Семилетней войне, как вдруг его посетило озарение – вопреки привычке он решил писать о недавнем прошлом.

Арктические конвои – малоизвестная страница истории Второй мировой войны. Десятки судов преодолевали сложнейший путь из Шотландии, чтобы доставить в порты Мурманска и Архангельска столь необходимую Советскому Союзу материальную помощь – военную технику, продовольствие. Разумеется, очень часто корабли арктических конвоев становились целью немецких войск. Самой страшной была судьба конвоя PQ-17. Из 36 кораблей до пункта назначения добралось только 13.

В литературной биографии каравана Валентин Пикуль, чья фамилия так созвучна шифру погибшего конвоя, делает акцент прежде всего на героизме простых моряков – эпизоды, посвященные этой теме, любовью автора к своим героям напоминают «Севастопольские рассказы» Толстого. В то же время писатель не оставляет без внимания дилетантизм командования союзников и зверскую жестокость фашистов – все это обрекает простых моряков-героев на верную гибель, которую они, однако, принимают, не теряя мужества.

«Битва железных канцлеров»

У Императорского Царскосельского лицея было множество замечательных выпускников – не только Пушкин. Так, например, Юрий Тынянов романом «Кюхля» увековечил в памяти не одного поколения читателей образ лицейского друга Александра Сергеевича – Вильгельма Кюхельбекера. И сколь велик был Пушкин в поэзии, столь же много добился на дипломатическом поприще еще один однокашник поэта – Александр Горчаков, наверное, один из самых выдающихся отечественных дипломатов всех времен.

Роман «Битва железных канцлеров» концентрируется на чрезвычайно напряженном и столь же интересном периоде отечественной истории – на второй половине XIX века. Горчаков, которому предстоит стать и последним живым лицеистом, и последним канцлером Российской Империи, попадает в водоворот политических интриг «старушки Европы». За огромную геополитическую шахматную доску усаживаются игроки всех мастей, не исключая и таких гроссмейстеров, как «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк.

События важнейших европейских военных конфликтов и светских скандалов показаны в романе сквозь призму национальных интересов России и ее «заклятых партнеров». Временные союзы, коварные планы, боевые действия и долгожданные перемирия – Пикулю удается перевести сухие дипломатические протоколы на живой и увлекательный язык слова.

«Нечистая сила»

«Нечистая сила» – самый спорный роман Пикуля. Сам автор считал его наивысшей точкой своей литературной карьеры, но критики были неумолимы. Роман ругали и в Советском Союзе, и в эмигрантских кругах. Причем критики по обе стороны советской границы упрекали Пикуля в неверном и вредном понимании отечественной истории. Помимо острой критики, писатель столкнулся даже с угрозами в свой адрес, однако это не стало препятствием для публикации в 1979 году сокращенной версии романа, а десять лет спустя – полной.

Действительно, читается «Нечистая сила» нелегко – это роман-хроника о последних годах громадной Российской Империи, неуклюже шагающей к своей скорой гибели. Читатель встречает почти всех хорошо известных по учебнику истории государственных деятелей той эпохи: Николай II, императрица Александра Федоровна, Сергей Витте, Петр Столыпин. Но главным действующим лицом становится одиозный Григорий Распутин, в то время как революционеров с горящими глазами и пресловутой «руководящей роли партии» в произведении нет совсем – удивительное дело для романа о предреволюционных событиях образца 70-х годов.

Пикуль живописует упадок нравов и отвратительное разложение светского общества времен правления последнего императора России. Которое начинается чудовищной Ходынской катастрофой и продолжается возмутительными интригами за спиной доверчивого Николая. Разумеется, ничем хорошим роман с такой завязкой кончиться не может.

«Три возраста Окини-сан»

Один из самых трагических и в то же время масштабных романов Пикуля – «Три возраста Окини-сан». Роман повествует о любви русского морского офицера Владимира Коковцева и японки Окини-сан.

Действие начинается в 1880 году, когда совсем молодой мичман Коковцев прибывает в порт Нагасаки на борту клипера «Наездник». Как и все иностранцы, молодой человек заводит себе «мусумэ» – «временную жену». Ей становится совсем юная девушка по имени Окини-сан, влюбляющаяся в чужестранца. Однако вскоре героям приходится расстаться, чтобы встретиться вновь – уже в другое, гораздо более жестокое время, ведь скоро мир потрясут сначала Русско-японская, а потом и Первая мировая войны.

Есть у Пикуля одна писательская суперспособность: мало кто так умеет описать морские сражения, как он. В романах, действие которых развивается больше в море, нежели на суше, писатель чувствует себя как рыба в воде. Но «Три возраста Окини-сан» – это прежде всего роман о любви, причем об этой стихии Пикулю удается писать ничуть не хуже, чем о волнах и попутном ветре.

«Честь имею»

Большой популярностью в Советском Союзе пользовалась остросюжетная проза о разведчиках и детективах. Юлиан Семенов и его Штирлиц, остросюжетные произведения братьев Вайнеров экранизировались и собирали миллионную аудиторию, а книги передавались из рук в руки и зачитывались до дыр. И Валентин Пикуль как популярнейший беллетрист своего времени не мог пройти мимо «темы шпионской».

Двойным и тройным играм разведчиков посвящен роман «Честь имею» с многообещающим подзаголовком «Исповедь офицера российского Генштаба». В предисловии автор говорит о том, что перед читателем – самые настоящие мемуары некоего разведчика-анонима, потомка древнего дворянского рода, агента имперской разведки в Германии, а затем – сотрудника советского Генштаба.

Первое и главное, за что хочется похвалить Пикуля – в этом романе абсолютно органично сосуществуют две сюжетные линии. Из первой читатель узнает о «кошках-мышках», в которые играют советская и немецкая разведки в 30-е годы, а вторая – огромный флешбек в ранние годы героя, рассказывающий о его профессиональном становлении. Несмотря на хитросплетения интриг, предательства и героические подвиги, после прочтения становится ясно лишь одно – человеческая смекалка поможет найти выход из, казалось бы, патовой ситуации во все времена.