САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Аркадий Елфимов: «Наша деятельность просветительская…»

Интервью с председателем общественного фонда «Возрождение Тобольска», который издал уникальное Евангелие Достоевского и ввёл в научный оборот редчайшие карты XVIII века. Часть I

Аркадий Елфимов
Аркадий Елфимов

Интервью и фото: Михаил Визель

На проводимом Минцифры (а ранее – Роспечатью) конкурсе региональных изданий «Малая Родина» огромные сложносоставные тома, подаваемые из года в год «Фондом возрождения Тобольска», выделяются, как выделялся бы авианосец на парусной регате. Первое, что думаешь, беря (не без труда) их в руки: «Как богато!» Но потом вглядываешься и не без удивления понимаешь: не только роскошно, но и умно! Касается ли это таких уникальных изданий, как снабженное обширными комментариями точное воспроизведение Евангелия, на котором оставил свои отметки каторжник Фёдор Достоевский, или репринты огромных, in folio, атласов выдающегося русского учёного XVII-XVIII веков, «сибирского Леонардо» Семёна Ремезова, или же современных оригинальных книг и альбомов. Оказавшись в Тобольске, я встретился с инициатором всей этой многогранной деятельности, когда-то – мэром Тобольска, а теперь – фотографом, издателем, коллекционером и культуртрегером Аркадием Елфимовым.

Михаил Визель: Я давно восхищаюсь огромными прекрасными томами, которые фонд «Возрождение Тобольска» подает на конкурс «Малая Родина». Расскажите подробнее, сколько уже книг издано за столько лет?

Фото: tobolsk.org/index.php/ru/

Аркадий Елфимов: Мы делаем каталог наших книг и поэтому знаем точно, сколько у нас чего издано. Это около 300 изданий за неполные 30 лет. Но среди них есть серийные. Альманах «Тобольск и вся Сибирь» — это почти 50 томов, а название в свое время дал Валентин Григорьевич Распутин. Есть библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Вы говорите – все обращают внимание на наши большие красивые книги; книги этой библиотечки небольшие по объему, но действительно всем нравятся, поскольку Василий Евгеньевич Валериус замечательно задал оформление серии: составной переплет, классическая верстка, иллюстрации. Вот эту книжку Миши Тарковского иллюстрировал Вадим Горбатов, который в пятерке лучших художников-анималистов в мире.

Сейчас мы сделали поэму Виктора Петрова «Аввакум. Распря», к 400-летию Аввакума. И еще я в парке Ермака памятник ему открыл работы московского скульптора Сергея Мильченко.

Еще у нас есть серия «Сибирский художественный музей», она тоже невелика, но последний альбом мы сделали совершенно забойный. Автор – Владимир Ильич Большаков, «Галерея русской исторической живописи», огромный том, точечная печать, которой практически нет сегодня уже и в Европе, она очень дорогостоящая. Помог нам в реализации этого проекта известный российский меценат Сергей Павлович Козубенко. И эти наши книги, конечно, собирают на книжных конкурсах разные награды. У меня их уже четыре-пять десятков. Несколько дипломов «Книга года» и прочие.

А хотели бы вы какие-то из этих изданных томов отметить особо?

Фото: tobolsk.org/index.php/ru/

Аркадий Елфимов: Да, среди этих наших треxcoт изданий есть двадцать особых. Мы выделили их в отдельный каталог, который мы не постеснялись назвать «Каталог изданий общенационального значения фонда “Возрождение Тобольска”». Мы презентовали его в день рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, 11 ноября прошлого года, на Старой площади в здании Администрации Президента, в библиотеке. В принципе, она закрытая, предназначена для сотрудников администрации президента, чиновников, и там есть музей книги, три зальчика. Один зал Романовский – книги с экслибрисами наших государей и другие редкости. Второй зал Советский, где разные редкие издания советского времени, по каким-то из них ходил по страницам красно-синий карандаш Сталина. А последний зал отдали нам под эти двадцать книг, которые мы подарили библиотеке.

А до этого те же двадцать книг были в Кремле, на выставке рядом с кабинетом президента.

Там есть круглая библиотека. Вообще она тоже для приема высоких гостей. Последний раз эту круглую библиотеку показывали, когда наш президент принимал там главу Китая Си Цзиньпина. У нас была очень красивая экспозиция. Ну, там понятно какие люди работают, специалисты высокого полета – библиотекари, экспозиционеры. Нам не дали сфотографировать. Место закрытое, любой шаг с разрешения коменданта Московского Кремля, да еще локдаун был, будь он неладен!

Вот этот каталог. Мы его в этом году тоже на конкурс «Книга года» отдали. Это каталог изданий общенационального значения, образцы книжного искусства. Ну и сам он тоже как образец. Первые печатники – немец Гутенберг, позднее наш Иван Федоров придумали сетку, благодаря которой организуются два столбца текста, разворот книги, можно посчитать поля в зависимости от формата. Видите, здесь на обложке Аз и Буки, начало нашего славянского алфавита, и лавровый венок. Все это гениальный художник книги Василий Евгеньевич Валериус придумывает.

Тобольск

В каталоге две части, визуальная и текстовая. Человек листает наш каталог и видит в визуальной части, допустим, цифру 10. Открывает текстовую часть каталога, и напротив цифры 10 читает: Ершов, «Конек-Горбунок», кто художник, а главное – зачем вообще нужно читать «Конька-Горбунка». Я думаю, для многих людей, библиотекарей в первую очередь, эта наша информация будет очень полезна.

Фонд уже достаточно этих каталогов в разные библиотеки передал, в том числе центральные. А сейчас я везу его в Москву, и вот зачем. Когда наши книги были в Кремле, библиотекари за чуть больше месяца, как они мне сказали, провели 80 экскурсий и всего выставку посетило 100 человек. В том числе Леонид Эдуардович Слуцкий, председатель Комитета Государственной думы по международным делам. Я готовлю новое издание: Федор Иванович Тютчев, «Живое сознание и право», факсимильное воспроизведение. Это такой деревянный складень, в нем будут автографы Федора Ивановича Тютчева и комментарий. И там же – его статья «Россия и Германия», одно стихотворение его, «Неман», и одно из писем к жене Эрнестине. Федор Иванович, с его известным «Умом Россию не понять…» – очень актуален для нашего, можно сказать, военного времени. Все это Валериусом придумано. Но это еще будет в шикарной картонной коробке.

Я встречался с Леонидом Эдуардовичем, рассказал ему про Тютчева. Сказал ему: «Вы же Федора Ивановича Тютчева должны почитать. Как-никак великий дипломат российский. Русский». Он отвечает: «Да, всё так». И сразу пообещал участвовать со своим Фондом мира.

Аркадий Елфимов

И правда, первый транш уже сделал, поэтому сейчас я его везу в Москву. Потом мы сделаем, конечно, как всегда, очень интересные презентации. В Доме Пашкова, в Российской Исторической библиотеке. Наверное, и на Старой площади можем попросить сделать, подарим очередное наше издание. Ну и Леонид Эдуардович, наверное, какому-нибудь нашему послу вручит или гостям из-за рубежа. Мы делаем свою часть проекта. Слуцкий, правда, говорит мне: «А может, и вы в ЛДПР вступите?» – «Нет, знаете, после КПСС уже никуда не вступал, и вступать больше никуда не собираюсь». Хотя как знать, жизнь наша быстротечна и изменчива.

Как вы научились так тонко разбираться в книжной культуре? Что вас, строителя, к этому привело?

Аркадий Елфимов: Я понимаю, как мне в этой жизни повезло, что на моем пути оказался Василий Евгеньевич Валериус. Он не только художник книги, он театральный художник, поэтому он выстраивает наши книги еще как некое театральное действо. И, конечно, я прошел, что называется, ликбез от великого человека, многое от него узнал про это всё. Я рад, что у нас складываются хорошие отношения с такими высокого полета профессионалами. То же самое с медалями. Я же ничего не понимая, начал делать коллекцию медалей, посвящённых Тобольску. И сразу вопросом задался: кто лучший художник-медальер сегодня в России? Мне говорят: «Геннадий Правоторов». Я нашел Гену Правоторова, мы подружились. Потом немножко стал разбираться в медальном искусстве, и мне сказали, что есть еще Бакланов, сейчас с Александром Васильевичем Баклановым, главным художником Гознака, мы делаем очередную медаль.

И так во всем. И художники, и авторы текстов. Наша деятельность просветительская, я считаю, она была очень важна и нужна, особенно в эти 30 лет такой чернухи и всякой, можно сказать, впрямую – русофобии. А с другой стороны, есть корысть определенная и у меня. Я за эти 30 лет, конечно, образование такое получил, что ой-ой-ой.

Книга Тютчева – это уникальный образец, дипломатический подарок. А вот книга Михаила Тарковского, она продается в магазине? Ее можно купить, и за сколько?

Аркадий Елфимов: Мы не продаем книги, мы их дарим. У нас просветительская деятельность. И сразу хочу сказать: эти дорогущие издания – это всё попечители. Попечительский совет Фонда возглавляет известный в России (и не только) Юрий Константинович Шафраник (председатель правления компании «Союзнефтегаз». - Ред.). Я не олигарх, к сожалению… думаю, что к счастью не олигарх. Фонд собирает, аккумулирует народные деньги, и мы издаем книги, дарим библиотекам. Но если кто-то хочет что-то купить у нас, мы, конечно, разрешаем. У нас строго благотворительные программы, и под это выстроен бухучет. Мы ни продавать, ни оказывать услуги не имеем права. Но есть возможность через небольшую фирмочку купить. Мы заводим часть тиража, совсем немного. У нас покупают посредники, которые размещают наши книги в крупнейших зарубежных собраниях. Библиотека Конгресса США, лондонская, дрезденская библиотеки..., там тоже везде наши книги есть. Сколько она стоит? Ну Михаила Тарковского купили за 1300 или 1250. Мы никаких накруток не делаем. Интернет-заявок около 50 человек – тех, кто читает Тарковского. И, как ни странно для меня, люди еще это искусство книги понимают, и они знают, кто такой иллюстратор книги. Знают Горбатова. Да, человек 30 обратились, что они собирают книги, иллюстрированные Вадимом Горбатовым. Мы им рассылали тоже.

В кабинете Аркадия Елфимова

Издание таких книг — дорогое удовольствие. С дипломатическими подарками это оправдано. Но вот возьмем того же Михаила Тарковского, которого, к сожалению, знают гораздо меньше, чем его великого дядю Андрея и его великого деда Арсения. Вы не думали о том, что вместо того, чтобы издать тиражом 3000 такой том высочайшего качества, сделать массовое издание, разослать по библиотекам не десять, а тысячу экземпляров?

Аркадий Елфимов: Таких вопросов я получал за эти 30 лет десятки, если не сотни: почему я не издаю на простой бумаге нормальные книги? Дескать, фондовские книги замечательные, но мы даже на профессорскую зарплату не можем их потянуть, купить все тома «Тобольск и вся Сибирь».

Я всем отвечаю однозначно и одинаково: меня не хватит делать большие тиражи и заниматься дарениями на всю Россию. Раздарить – большого ума не надо, вопрос – где деньги под это взять? У кого есть такое желание и возможности, они влегкую могут создать фонд, как я создал в свое время, и делать все что угодно – и дешевые, и дорогие, любые. Пожалуйста. Бесплатные советы легко давать. Я от своей идеи не отступлю.

Вот Евангелие Достоевского, мы его сделали, еще не успели презентовать, а я заплатил где-то 300 с лишним тысяч рублей для перевода цифровой версии для печати в интернет-версию. Мне друг из Омска звонит: «Аркадий, у тебя кредиты, бешеные долги, у тебя, может, кто-то купил бы один, два, три экземпляра для личной библиотеки. А сейчас тут в интернете же все вывешено». Я отвечаю: «Милый, у нашего Фонда дело не коммерческое, а просветительское».

Тобольск

Когда мы выпустили интернет-версию «Евангелия Достоевского», сразу первый отклик пришел из Биробиджана. Человек пишет: «Поздравляем вас с великой победой, но очень досадно: вышло бы издание чуть пораньше, я бы, может, защитил не кандидатскую, а докторскую диссертацию».

Когда владыка Климент, председатель издательского совета Русской православной церкви, дал нам награду за Евангелие Достоевского, его помощник мне сказал: «Мы возим ваш экземпляр по разным уголкам России, то в Хабаровск, то на Урал, в Челябинск, показываем всем и всем говорим: кому интересно, вот сайт фонда, все можно увидеть и понять, для любого читателя, в том числе и зарубежного». Так что эта схема: дорогое малотиражное издание, высокохудожественное, своеобразный памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому, в издательском проекте и его электронная версия в интернете – работает!