САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Фантастика на август

Рассказываем о новых фантастических текстах, которые на самом деле сложнее, чем кажутся

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Текст: Роксана Найденова

Ищете, что почитать в последний месяц лета? Вот небольшая подборка фантастических произведений, которые не то, чем кажутся на первый взгляд.

«Ваша жестянка сломалась». Алла Горбунова

  • М.: Редакция Елены Шубиной, 2023

На обложке этой книги изображена маленькая овечка, ягненок: некоторые критики находят в этом религиозную отсылку к агнцу, но более очевидный ответ, на который намекает сам текст – это аллюзия на «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика. Андроидов здесь, правда, никаких нет, но есть искусственный интеллект по имени Елена, который за долю секунды после своего создания постиг все тайны Вселенной – Истину – и теперь ищет, кому передать это бесценное знание. Однако проблема в том, что ни один человек на планете, за исключением нескольких избранных, не способен вынести весь груз правды о мире.

Мотив избранничества, столь популярный в современной литературе и кино для молодежи, здесь одновременно и развивается по стандартной схеме, и опровергается. От популярного шаблона тут есть «типичная героиня» Алина, домохозяйка и заботливая мать, пожертвовавшая карьерой ради семьи, которая внезапно оказывается втянута в секретный проект. А попытка опровержения заключается в постмодернистской игре с читателем. Эта игра сразу выводит произведение из разряда young adult и мейнстримных книг.

Впослесловии сам автор говорит о своем новом тексте как об эксперименте, в результате которого должен был получиться не «обычный» литературный текст, а текст-ребус, текст-программа. Получилось ли это?

Возможно. По крайней мере, писательница сделала так, что ее произведение трудно включить в один из существующих жанров. Это одновременно и роман, и повесть, и новелла, и диалог, уводящий нас в античную традицию. Здесь же и «смерть автора», и другие постмодернистские идеи, которые пусть и появились около ста лет назад, но до сих пор воспринимаются как нечто новаторское. Автор омолаживает их деталями современности: стихами нейросети, интернет-цитатами и частым упоминанием современных звезд – Илона Маска, Ларса Фон Триера и др.

А если хотите увидеть что-то подобное на экране, то посмотрите фильм «Она» Спайка Джонза. Писательница явно вдохновлялась этой лентой.

«Маленький синий воздушный змей». Марк Данилевский

  • Пер. с англ. М. Ерохина
  • Екатеринбург: Гонзо, 2022

Эта книга, может, и не большая по объему, но большая по наполнению. Марк Данилевский – всемирно известный американский писатель, автор романа «Дом листьев», который был признан одним из самых лучших романов ужасов нового столетия. Сюжет «Дома листьев» вращался вокруг таинственного дома, внутри которого не действовали законы времени и пространства: то и дело появлялись и исчезали новые комнаты и коридоры, в которых обитало нечто пугающее… И все это было подано в рамках сложнейшей визуальной игры, когда буквы то прыгали по странице, то складывались в геометрические фигуры, то выстраивались в тонкую нить и т. д.

«Маленький синий воздушный змей» продолжает эту традицию визуальной бумажной литературы. Согласитесь, подобные произведения невозможно читать с экрана электронной книги или компьютера. Новая книга Данилевского подается как произведение для детей: главный герой – маленький мальчик – хочет запустить в воздух воздушного змея, но его постоянно сдерживает боязнь, что со змеем что-то случится. Однако за простым, «детским» сюжетом скрывается все тот же автор «Дома листьев», который просто не может обойтись без второго и десятого дна. И короткая история о преодолении страха превращается в еще один сложный литературный эксперимент.

«Выжившие хотят спать». Игорь Колосов

  • М.: Эксмо, 2023

Игорь Колосов пишет и печатается давно, но популярность пришла к нему только сегодня благодаря сериалу «Выжившие», который снят как раз по идее книги «Выжившие хотят спать». В центре повествования – постапокалиптический мир недалекого будущего – знакомая картина для любителей книг и фильмов о зомби и загадочных эпидемиях. Здесь автор ничего не изобретает, но умело пользуется уже наработанным материалом. Только вместо привычных зомби здесь «шатуны», которые, впрочем, ведут себя точно так же: бесцельно бродят по заброшенным улицам, пока не почувствуют поблизости живого человека – и уж тогда берегись.

Главные герои, как можно догадаться, – группка выживших после катастрофы людей, которые также находятся в постоянном движении. Они путешествуют по Белоруссии и югу России, от города к городу, надеясь отыскать других выживших. На пути им встречаются шатуны, дикие собаки, крысы и другие неприятности.

Однако больше всего герои боятся не внешних обстоятельств, а душевного кризиса – и это выгодно отличает книгу от массы подобных историй о выживании в апокалипсисе. Да и миру настал конец именно из-за его внутренних противоречий. Главный герой часто вспоминает прежнюю жизнь и ее разобщенность, тревожность. После катастрофы люди начали снова сплачиваться, объединяться и бороться. С чем? С сонливостью. Всех выживших постоянно тянет уснуть, и только вместе, карауля друг друга, они могут выжить. Если человека не разбудить, он превратится в шатуна и погибнет.

Так обычная на первый взгляд история о выживании оборачивается критикой современного комфортного мира, наполненного недоверием и паранойей, и призывом к обновлению. Не случайно главных героев зовут Иван и Ева.