САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Василий Вашков. Костик

Публикуем работы, присланные на конкурс рассказов "Доживем до понедельника"

ru.freepik.com
ru.freepik.com

Автор: Василий Вашков

КОСТИК

Дверь класса, с противным визгом кошки, которой наступили на хвост, отворилась. Виктор Иванович, учитель русского языка и литературы, оторвал взгляд от очередной тетради с диктантом и поднял усталые, покрасневшие от постоянного напряжения глаза.

- А, это ты, Костик.

В проёме двери, неловко переминаясь с ноги на ногу, стоял высокий, под притолоку, светловолосый юноша. Хотя и одет он был хорошо, и вещи были в пору, но всё равно, виделось в нём что-то от мальчишки-переростка, с катастрофической скоростью вырастающего из собственного гардероба, когда низ брючин, ещё вчера прикрывавший пятки кроссовок, сегодня уже заканчивается где-то возле щиколоток, а рукава рубашки не дотягиваются до запястий. У Кости, хотя с длиной брюк и рукавов было нормально, всё равно казалось, что его мосластое, не обросшее ещё мышцами и жирком тело, так и хочет выскочить из одёжек, будто лесной зверёк из тесной, ненавистной ему клетки.

Взгляд его, да и вся фигура, обращённые к учителю, выражали странную смесь чувств: и неуверенность с лёгким испугом, и привычную готовность выслушивать, обращённые к нему речи, но и возникшее совсем недавно ощущение непонятного, не осознанного до конца превосходства. Ощущение, вызванное тем, что теперь он смотрел на учителя, с высоты своего роста сверху вниз, да и вообще, пренебрежительным отношением юности ко всему, что она самонадеянно относит к старости.

- Что тебе?

- Ну, это, я пришёл….

- Вижу, что пришёл. Зачем пришёл, спрашиваю?

- Ну, это, мне сказали.

- Кто сказал? Что сказали?

- Ну, завуч….

- Что, завуч?

- Чтобы я пришёл….

- Куда пришёл? Зачем?

- Ну, двойки исправлять.

- О Господи! С тобою говорить – нервы нужны из стали. Завуч сказал, а ты сам?

- Что?

- Сам-то ты, хочешь их исправить?

- Я?

- Ты! Ты! Не я же.

- Ну, да.

- Как?

- Что, как?

- Как ты их исправлять собираешься?

- Ну, я пришёл.

- Я вижу, что пришёл…. Тьфу! Мы с тобой по второму кругу уже пошли. Как ты двойки исправлять собираешься? У тебя их тут – вагон!

- Ну, да.

- Я знаю, что да. Ты подготовился, чтобы ответить?

- Ну, это, я читал….

- Что ты читал, меня не интересует, я спрашиваю, ты готов?

- Ну, это, попробую.

- Одна попробовала….

- Чего?

- Ничего, это я сам с собою….

Костя Егушев был притчей во всеязыцах для всех учителей, которым в последние десять лет выпадало несчастье его учить. Ещё в начальных классах, старенькая Варвара Васильевна, произнеся фамилию Егушев, тут же хваталась за сердце и начинала беззвучно открывать и закрывать рот, будто рыба, выброшенная на берег ловким рыболовом. Когда же он перешёл в пятый класс, количество учителей, реагирующих на его фамилию, как бык на красную тряпку, резко расширилось. О его ответах ходили легенды, а письменные работы передавали из рук в руки, как некогда журнал «Крокодил».

Виктор Иванович учил Костю с пятого класса и просто зверел и от его вопиющей безграмотности, и от упрямого нежелания читать.

В принципе, Егушев, был неплохим парнишкой. Не злой, довольно покладистый, учителям не грубил, но заставить его учиться было просто невозможно. Родители давно на него махнули рукой, и, сдав его в школу, словно чемодан в камеру хранения, просто ждали, не утруждая себя ни посещением родительских собраний, ни походами в кабинет директора, куда их вызывали с удручающей регулярностью.

Несмотря на то, что, в случае с Костей, об усвоении программы нельзя было говорить даже условно, его благополучно переводили из класса в класс. Весной, в конце каждого учебного года, завуч или директор произносили одну и ту же, ставшую сакраментальной фразу: «Всё равно до девятого класса мы его учить обязаны. Вы хотите продлить это удовольствие?» И учителя, скрепя сердце, рисовали тройки.

Когда, наконец, в мае прошлого года, Егушеву торжественно вручили аттестат, казалось, вздох облегчения пронёсся над рядами измученных педагогов и аплодисменты в этот момент, звучали особенно искренне и восторженно. Аплодировал и Виктор Иванович.

Но когда, в сентябре, он увидал среди учеников десятого класса знакомую светлую шевелюру, он, сначала, чуть не перекрестился, желая отогнать наваждение, а потом долго душил в себе рвущиеся наружу слова ненормативной лексики, с которой всегда вёл беспощадную борьбу.

- Как же так?! – вопрошал он директора сразу же после урока, - Вы же говорили, что только до девятого….

- Виктор Иванович! – кривился, словно от зубной боли, директор, - Вы прекрасно знаете, что существуют законы и их нужно соблюдать.

- Какие законы?

- По закону школа не имеет права отказать в приёме в десятый класс своему ученику, если он успешно закончил девятый.

- Кто? – Виктор Иванович секунду ловил открытым ртом воздух, будто получил славный апперкот прямо в солнечное сплетение, - Кто успешно закончил? Егушев?!

- В аттестате, как вы понимаете, двоек у него нет.

- Но…, ведь…, вы же…, я же….

- Что «я же»? Вы поставили ему «три», значит, он удовлетворительно усвоил программу.

- Я поставил?

- А кто?

- Да ведь он в слове «мама» пять ошибок может сделать!

- А это уже ваши недоработки. Вот и исправляйте их.

- Но вы же сами говорили…. Мы же ему тройки ставили, чтобы….

- Не знаю, не знаю, отметки за знания ставят.

- За знания?

- Да.

- Ладно!

Виктор Иванович хотел, выходя из кабинета, шарахнуть дверью, но рука ему не подчинилась, и дверь закрылась достаточно тихо.

За первое полугодие у Егушева в журнале красовались сочные «пары», как по русскому, так и по литературе. Костик воспринял их с философским спокойствием йога, не замечающего с высот небесной нирваны суетливых потуг людишек. На сетования завуча по поводу общей картины успеваемости школы, Виктор Иванович лишь плотоядно скалил зубы и цитировал директора «Отметки за знания ставят». Лишь сейчас, к концу учебного года, Костика, стараниями всё того же завуча, видимо, удалось вывести из состояния блаженного транса и частично вернуть на грешную землю. Где-то, неделю назад, он, после урока, вдруг подошёл к учителю и небрежно поинтересовался, что там у него за год выходит.

- Сам посмотри, - Виктор Иванович с плотоядным чувством нравственного удовлетворения распахнул перед ним журнал, где против фамилии Егушев, гордо выгибали свои изящные шеи, похожие на лебедей отметки, - Как ты считаешь, что у тебя выходит?

-Ну, три, наверно, - не очень уверенно произнёс Костик.

Виктор Иванович от такой наглости аж задохнулся.

- Какие три?!

- Ну, а если я исправлю?

- Как?

- Ну, отвечу.

- Выучить сначала нужно.

- Ну, это, я выучу….

Прежней уверенности в его голосе уже не слышалось, что Виктора Ивановича порадовало.

- Давай, давай, флаг тебе в руки и барабан на шею…, - ему многое хотелось добавить, но он, в очередной раз сдержавшись, лишь сказал, - Учи, приходи.

И вот, Костя пришёл.

- И что же ты приготовил?

- Как что, литературу.

- Знаю, что литературу, произведения какие?

- Ну, это, все.

- Все? За целый год?

- Ага.

- Ну, ну. Давай начнём с первого полугодия Ты драму «Гроза» читал?

- Драму?

- Ну, пьесу, Островского.

- Ага.

- Рассказывай. Сюжет, действующие лица, основная идея.

- Чего?

- О чём пьеса?

- Ну, это, Кабаниха там….

- Так.

- И эта, как её….

- Катерина.

- Во.

- И что?

- Ну, она её….

- Что?

- Да грызла она её всю дорогу, то нельзя, это делай.

- Так, и что?

- Ну, грызла, грызла и загрызла, что та взяла, да утопилась.

- А в какой социальной среде происходит действие?

- Где?

- Герои чем занимаются?

- Ну, это, разговаривают.

- Да кто они по жизни? – перешёл на привычный для Кости язык Виктор Иванович.

- Это, торгуют они.

- Да, это купеческая среда. Островский хотел показать тёмное царство…, - начал привычно объяснять Виктор Иванович, но тут же себя одёрнул, - Это ты мне рассказывать должен, а не я тебе.

- Ну да, тёмное царство, а эта, как её, Катерина – луч света, - вспомнив эту, видимо навязшую в ушах фразу, довольно улыбнулся Егушев.

«Слышал всё-таки что-то, - с неожиданным удовлетворением подумал Виктор Иванович, - Не зря я перед ними выкладываюсь».

Костик, видимо увидав довольное выражение непроизвольно осветившее лицо учителя, решил закрепить успех.

- Ну, да, а тут ещё Базарный этот.

- Что? – Виктор Иванович ошарашено заморгал глазами.

- Ну, Базарный этот клеиться к ней начал…. Лягушек он ещё резал…, - уже не столь уверенно продолжил Костя и замолчал.

Слова, рванувшиеся к открытому рту учителя, были в последний момент остановлены сомкнувшимися губами.

- Базаров, - поправил он вслух, - Но это уже совсем другая история.

- А вообще, я не понял, - вдруг заговорил Костя, - Что ей надо было, Катерине этой, чего она утопилась? Послала бы эту Кабаниху подальше.

«Действительно, - подумал Виктор Иванович, - зажралась баба. Денег полно, забот никаких, муж не пил, не гулял, не бил даже. Золотой мужик, не то что по тем временам, а и по нынешним, пожалуй. Сидела бы, да жизни радовалась, ну, поблудила бы втихую, если припёрло. А ведь он читал… и размышляет, - с неожиданным удивлением подумал он о Косте, - По-своему, конечно, примитивно, но размышляет».

-Так, - выдавил он из себя, - Пойдём дальше. Какие произведения Тургенева ты знаешь?

Костин взгляд описал длинную извилистую траекторию. Сначала он взметнулся к потолку, не найдя там подсказки, медленно сполз на стены, прошёлся по портретам писателей, по неузнанному Ивану Сергеевичу, замер на какое-то время на измождённом лице Горького, но, не найдя поддержки и там, обречённо свалился на пол и уткнулся в собственные ботинки.

- Ну-у-у, это, - привычно тянул резину Костик, как вдруг радостно вскинулся и выпалил, - Му-му!

- Это ты молодец, - честно похвалил Виктор Иванович, - Об этом произведении мало кто вспоминает. Но я имел в виду романы. Вот ты только что Базарова вспоминал, это персонаж какого романа?

- Во блин! – Костя с энтузиазмом шлёпнул себя по лбу, - «Отцы и дети!»

- Хорошо, а каких ещё героев этого романа, кроме Базарова, ты знаешь?

- Ну-у-у-у, - протянул Костик.

- Кирс…, – попытался подсказать Виктор Иванович.

- Крис?? – удивлённо переспросил Костик.

- Ладно, а о чём, хотя бы роман?

- Да, там, чё-то они, ездят, разговаривают…. Дуэль там! – неожиданно вспомнил Костик.

- Чёрт знает что! – вспылил учитель, - Ты что, надеешься за этот детский лепет тройку получить? «Ездят», «разговаривают» - и это всё, что ты можешь рассказать о произведении, которое мы изучали больше месяца?! Иди отсюда! И больше не приходи, не поставлю!

- Ну, Виктор Иванович, - заканючил Костик, - Ну, поспрашивайте ещё, я другое учил. Я же про «Грозу» рассказал.

«А ведь он читал, - с неожиданным удовлетворением подумал Виктор Иванович, - читал явно сам, это не пересказ по краткому содержанию…».

- Ладно, - Виктор Иванович обречённо вздохнул, - Давай по второму полугодию. Какое произведение мы изучали в последнее время?

- «Война и мир!», - радостно ответил Костя, ощущая себя, видимо, на коне.

- Так, а почему это произведение называют «роман-эпопея»?

- Ну….

- Какой он?

- Большой, - уважительно протянул Костик, искоса поглядывая на четыре тома, уверенно покоящиеся на углу учительского стола.

- Да, конечно, большой, по тому, что охватывает….

- Охватывает…, - неуверенно подтянул Егушев.

- Охватывает грандиозные события….

- События….

- Войны….

- Ага! Война там….

- Какая? С кем?

- С фашистами!

- С кем?! С кем?!

- То есть, с этими, с французами.

- Так, ладно…

- Ага, Кутузов там, этот, Суворов, Куликовская битва!

- Что?! – побагровел Виктор Иванович.

- То есть, нет, нет, не Куликовская, а эта, как её, Бородинская! Во! – вспомнив нужное слово Костик с удовлетворённо вздохнул, будто выполнил тяжкую, но необходимую работу.

- Ладно, а что ты можешь рассказать о женских образах в романе?

- Что?

- Перечисли их, ну, хотя бы основные.

- Кого?

- Костик! Ты роман читал?

- Читал…, – в голосе Костика особой уверенности уже не слышалось.

- Ну! Какие там женские образы? – с интонациями гестаповца, допрашивающего партизана, спросил Виктор Иванович. Как ни странно, это помогло.

- Элен там! – радостно, по-солдатски гаркнул Егушев, да так, что учитель даже вздрогнул.

- Хорошо, а Наташу Ростову помнишь? - сбавил тон Виктор Иванович. Может, тон не стоило сбавлять, может ещё что, но Костик сразу понуро замолчал, - Ну, хорошо, какой же тип женщин изображает автор в образе Элен?

- Тип?

- Ну да.

- Кто?

- Элен, какая она?

- Это…, - протянул Костик, - гуляла она…, офицеры вокруг неё вертелись там разные…, и вообще…, - он замялся, зашевелил беззвучно губами, подыскивая, видимо нужное слово, которое можно было бы озвучить при учителе. Наконец, глаза его радостно блеснули – Путана она!

- Что?

- Путана…, - уже не так уверенно повторил Костик, исподлобья поглядывая на учителя, - А что, нет?

Виктор Иванович смотрел на Егушева и не знал, смеяться ему или плакать.

- И каково же отношение к ней автора?

- Плохое.

- А из чего это можно понять?

- Что?

- Отношение автора?

- Ну, он, это…, пишет…, что плохая.

- Кто пишет?

- Ну, этот, Пушкин.

- Погоди, погоди, Костик, а кто автор романа «Война и мир»?

- Ну, Пушкин, - с убеждённостью неофита повторил Егушев.

Виктор Иванович молчал. Он не затопал ногами, не застучал кулаком по столу, не погнал Костика прочь. Странное спокойствие овладело его душой.

«Так тебе и надо, - думал он, - Ты-то, ты, перед ними соловьём разливаешься по психологизм Толстого-художника, по духовные искания его героев, про поиски Истины, Справедливости, про образ народа…. Так тебе и надо…. Токуешь, как глухарь в брачный период, ничего вокруг себя не видишь и не слышишь, собою любуешься. А они…. Но, что же делать? Поставить ему очередную «пару»? И что дальше? Он снова придёт, опять ничего не ответит…»

«Ну, упрусь я, - думал он, - Поставлю этому обалдую пару за год. И что? Оставят его «на осень», значит, весь июнь придётся с ним заниматься, а я тоже отдохнуть хочу. Я устал за этот год зверски. Да и не станет Костик в июне на занятия ходить, а мне же по шее за его прогулы дадут.

Поставить «трояк»? Но, ведь, так тоже нельзя. И дело даже не в том, что это не объективно и несправедливо по отношению к тем, кто действительно учится, старается. Дело в том, что эта тройка в очередной раз подтвердит его убеждение, будто можно получать всё, не делая ничего. Кроме того, он же будет искренне считать, что его убогие, корявенькие обрывки знаний – это и есть норма. Но, быть может, это и есть его норма?

Поставить «два»?

Костя выжидающе смотрел на замолчавшего учителя и, неожиданно для самого себя, Виктор Иванович уловил в его взгляде какую-то странную смесь сочувствия и симпатии. «Чёрт с тобой, - решил он. - Одним больше, одним меньше…»

- Ладно, Костик, иди.

- А чего мне?

- Три, - выдавил из себя Виктор Иванович.