Текст: Максим Васюнов/РГ
По дороге в усадьбу Алексея Константиновича Толстого Красный Рог, что в часе езды от Брянска, переводчик русской классики на арабский, сириец Низар Канаан показывает написанный им портрет писателя и честно признается – сначала принялся рисовать не того Толстого. «Интернет в основном выдает фотографии автора «Хождения по мукам» и «Золотого ключика», и я со спокойной душой изобразил этого Толстого, но потом вдруг увидел портрет человека с бородой, кликнул, и оказалось, что был еще и третий Толстой в русской литературе! Пришлось переписать».
На портрете Низара Алексей Константинович – богатырь с голубыми глазами. Он и правда был богатырем – носил цесаревича, будущего Александра II, на плечах по коридорам Зимнего дворца, ломал палки о мускулы своей руки, а на охоте однажды задушил медведя. Про медведя, может быть, из области фольклора, но легенды о слабых людях не рождаются. «Он был богатырем и в литературе, как наш же, брянский, Тютчев, и не только потому, что оставил огромное наследие – от баллад до пьес, от романсов до «Князя Серебряного», от публицистики до афоризмов Кузьмы Пруткова, а потому, что Алексей Константинович оказался пророком», – это уже рассказывает руководитель брянского отделения Союза писателей России, поэт, ученый и известный в регионе врач-уролог Ирина Пенюкова. Она тоже едет в Красный Рог на праздник «Серебряная лира» в честь дня рождения писателя, и хотя дата в этот раз не юбилейная, писательница отмечает, что к Толстому нынче отправилось больше паломников, чем обычно.
Но еще по пути в усадьбу паломников встретил старинный деревянный храм, за алтарем – склеп с останками писателя и его жены Софьи Андреевны. Да, и у этого Толстого жену звали Софьей Андреевной. И пока сирийский переводчик в очередной раз хватался за голову – ну как в этих ваших Толстых разобраться, поэт Геннадий Иванов цитировал письмо Алексея Константиновича Александру II. Писатель просил об отставке: «Говорить во что бы то ни стало правду – единственная должность, возможная для меня и, к счастью, не требующая мундира». «Это был человек кристальной порядочности, нет ничего, что бы бросило тень на его биографию, и это заметно отличает его от следующих литературных Толстых», – сказал Иванов.
И вот она усадьба с главным домом, который, как уверяют краеведы, построен предками писателя на масонский лад, с куполом посередине – символом неба. Но погрузиться в архитектурные изыски не пришлось – на парковую аллею вдруг вышла группа школьников, и над Красным Рогом понеслись, пожалуй, самые известные стихи хозяина усадьбы – «Колокольчики мои». Не романс, а хип-хоп. Слух, впрочем, не резало.
Главный усадебный дом во время Великой Отечественной войны сгорел, воссоздавали его по чертежам и рисункам, но многие предметы (ломберный столик, например), а главное атмосфера здесь – остались нетронутыми людьми и временами. «Лично мне нравится овальный зал – потому что эти стены впитали в себя думы о родине, о природе, о литературе, а их было немало. Когда остаешься здесь один, то чувствуешь, как невольно погружаешься в те же раздумья, и все остальное уходит на второй план», – уверяет директор музея Ирина Кулешова во время небольшой экскурсии по дому.
А рядом с усадьбой сохранились флигели, которые пережили и войну, и детскую здравницу, сейчас они на реконструкции. Исконный вид возвращают и усадебному парку. По словам Кулешовой, Красный Рог, каким он был при первом из Толстых (за мелкими нюансами), можно будет увидеть в 2024-м, из областного бюджета на это выделено более 150 миллионов рублей.
- И все же, чего вы хотите, когда тратите столько денег на восстановление, когда устраиваете дни памяти с тысячами гостей? – спрашиваю Кулешову в разгар праздника – в это время в одной части парка играют актеры, в другой – поэты читают стихи, на сцене с колоннами вальсируют участники клуба исторического танца, а по всей главной аллее – мастер-классы, ярмарка, презентация промыслов – от вышивок до кукол. И десятки местных жителей, нарядившихся в платья Золотого века, эти платья им к лицу.
- Я хочу, чтобы вся Россия не забывала об авторе «Князя Серебряного», – отвечает директор музея. – Потому что это та идентичность, о которой все сегодня говорят. Это ответы на вопросы – чем сильна русская земля и правое ли дело совершает Россия.
- Вы думаете, что это кого-то переубедит? Будет ли сегодняшний молодой человек, даже из тех, что сейчас бродят по парку, читать Толстого?
- Сегодня не будет, но когда ему будет лет под тридцать-сорок, тогда он вернется и в Красный Рог и откроет книги Толстого.
Кулешовой сирийский переводчик передал написанный им портрет Алексея Толстого. Скорее всего, он теперь будет украшать один из восстановленных флигелей. Также Низар Канаан пообещал перевести стихотворения знаменитого брянского поэта на арабский. Пришло время, говорит, колокольчикам прозвенеть на восточный лад – то есть справа налево.