САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Лауреаты Пушкинского конкурса побывали в Корпоративном университете московского образования

Гостей встречала директор университета, член Совета при Президенте РФ по русскому языку Маргарита Русецкая

Аркадий Колыбалов/РГ
Аркадий Колыбалов/РГ

Текст: Елена Кухтенкова

Победители XXIII Международного Пушкинского конкурса "РГ" побывали в Корпоративном университете московского образования, которому в этом году исполняется 85 лет. Здесь московские педагоги повышают свою квалификацию в преподавании русского языка и русского как иностранного. В качестве бонуса для наших лауреатов - мастер-классы от известных русистов.

Гостей встречала директор университета, член Совета при Президенте РФ по русскому языку Маргарита Русецкая. Она пригласила иностранных русистов посетить педагогические мастерские, напомнив, что в этом году в странах СНГ отмечается Год русского языка. Московское образование, рассказала Русецкая, берет очередные барьеры, в этом году московские школьники показали высочайшие результаты по русскому языку, а преподаватели-методисты разработали специальные методики диагностики речевого обучения иностранных учащихся, технологии интегрированного обучения мигрантов.

Так, по словам заведующей кафедрой профессиональных компетенций Корпоративного университета, специалиста в области преподавания русского языка как иностранного Натальи Татариновой, нужно знать массу тонкостей, чтобы преподавать РКИ. Скажем, быть не только педагогом, но и психологом, поскольку очень важно в обучении русскому детей-мигрантов уделять внимание их тревогам и переживаниям.

"Говорить медленнее и громче - этого мало, - перечисляет она компетенции современного педагога. - Нужно понимать, что русский язык нельзя просто вдохнуть, его нужно учить. Ребенку необходимо обязательно читать на русском. После урока у него должна быть также возможность изучать "великий и могучий" вне школы. И особенно важно правильно поставить ребятам звуки, работать над фонетикой". Не получится и без психологической настройки на урок. "Нужно быть дирижером в своем классе, главное, чтобы школьник не молчал", - объясняет русист.

А дальше началось самое интересное: пушкинских учителей пригласили в аудитории, где известные филологи приготовили для них мастер-классы.

Например, преподаватель Тамара Каличкина поделилась с русистами своей презентацией "Как подготовить учеников к публичному выступлению". Обсуждали животрепещущую тему соблюдения этикета.

"Часто ли у вас в школах проходят праздники на русском языке?" - начала Тамара Каличкина с вопроса. "В нашей русско-казахской школе преподавание ведется на трех языках. Но концерты устраиваем на русском", - поддержала разговор учитель из Узбекистана Райхан Тулякова.

Ведущая мастер-класса подчеркнула, как важно, чтобы ученики выступали перед аудиторией, а не сидя за партой. "В вузе, где я раньше работала, студенты приходили на пары в кроссовках и пижамах из общежития. Когда человек выступает не с места, а выйдя перед сокурсниками, это придает ему стимул одеться презентабельно, аккуратно, с уважением к учебному заведению", - объяснила Каличкина. Также хорошим мотиватором соблюдать дресс-код является работа в кадре. Стоит отправить видео родителям или поделиться им в соцсетях.

Пушкинским учителям очень понравилось упражнение "33 Егорки", которое позаимствовано из тренингов для телеведущих. "Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки", - продемонстрировала Каличкина и добавила, что произнести поговорку нужно на одном дыхании.

Также со школьниками можно играть в "Шляпу" - непростую игру для большой компании, где за ограниченное время нужно объяснить однокласснику как можно больше слов, вытянутых из шляпы. Другой вариант для развития речи - придумать десять любых прилагательных к картинке. "Все это, - отметила преподаватель, - помогает раскрепоститься и заговорить на русском языке".

Учителя научились упражнению для правильного дыхания. Называется оно "Треугольник": ноги на ширине плеч, три секунды - вдох, задержка дыхания, выдох… Это тоже поможет детям научиться без волнения выступать перед классом.

"Мама говорила: учитель не артист, но его двоюродный брат, - поделилась впечатлением от услышанного Райхан Тулякова, и все улыбаются. - Очень полезными были упражнения на ассоциации. Вот я купила своим школьникам карандаши с разными запахами (кофе, молока), чтобы слово, например, корова вызывало у них ассоциацию с молоком".

Игру в ассоциации использует и русист из Армении Инна Саркисян. А Чары Джумадурдыев из Туркменистана признался, что для таких упражнений уровень его учеников слабоват: "Что-то из этого, конечно, практикую, но у нас ученики слабые, сельская школа, им это все делать трудновато. В программе русского языка в четвертых классах три урока, а в одиннадцатых - два".

Под конец встречи учителям порекомендовали нескучные и полезные пособия по русскому языку. Это учебники "Шкатулочка", "Шкатулка" и "Будем знакомы", где встречаются даже тексты Григория Остера.

И каждый гость получил сертификат участника педагогической мастерской "Русский язык: методики и инструменты обучения".

Прямая речь

Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования:

"Я бы хотела напутствовать лауреатов Пушкинского конкурса "РГ" словами Виталия Григорьевича Костомарова, который многие годы входил в его Попечительский совет, всегда встречал зарубежных русистов. Он призывал не называть русский язык иностранным, потому что этот термин сразу отчуждает нас от него. Иностранный, другой, чужой. Он всегда говорил: "Любите русский язык, пусть он будет для вас "родным, полезным". А наши лауреаты уже доказали, что для них русский язык именно такой. Я желаю продолжать эти прекрасные отношения с русским языком".