Текст: Ольга Автамонова
Мы тоже решили сказать «Спасибо» и напомнить себе и вам, что писали о педагогах классики отечественной литературы.
«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят.
Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в их глазах написано: "Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!»
Юрий Яковлев «Учитель»
***
«Сейчас это модно — открывать шлюзы вкусам и мнениям и забывать о высшем авторитете учителя, который по долгу своему, по роду профессии своей должен стоять над, а не около. Подождите, вы достоитесь около, вы дождетесь, когда слово, сказанное вами, потонет в улюлюканье класса. Одно лишь утешение у меня: все это временное, все это мода. Добрый старый учитель еще вернется в школу и станет на свое место».
Валерий Алексеев «Открытый урок»
***
«А учитель должен быть и астрономом, и художником, и поэтом, чтобы пробуждать в детских душах любовь к прекрасному. Ведь все прекрасное, говорил Пушкин, величаво. Ты посмотри, посмотри на это чудо!»
«Кто хоть раз переступит порог класса, увидит эти ребячьи лица - пытливые да озорные - считай, пропал навеки. И трудно бывает, и злость иногда берет, и кажется, бросила бы все, побежала, куда глаза глядят, а войдешь в класс и все забудешь, и жизнь кажется такой полной, такой чудесной, будто и нет в мире счастливее тебя человека».
Алексей Горбачев «Сельская учительница
***
«Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».
Виктор Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
***
«А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Валентин Распутин «Уроки французского»
***
«Я знаю, что научить ничему нельзя. Можно стать примером, и тогда те, кому надо, научатся сами, подражая».
Алексей Иванов «Географ глобус пропил»
***
«С каждым днем я все больше убеждался: как часы без маятника - не часы и птица без крыльев - не птица, так учитель, воспитатель не может работать, если он забыл хоть о ком-нибудь из своих ребят, если перестал слышать, видеть и чувствовать малейшие изменения в тех, кто ему доверен».
Глеб Горышин «Любовь к литературе»
***
«Учителей к тебе приставляла судьба разных; одних ты любил, других не очень. Так же и науки: одни пригодились, другие забыты (а все равно пригодились). На первом месте учитель литературы и русского языка. Его наука стала основой твоего духовного существа. Как научил тебя твой словесник, так ты и думаешь, говоришь, пишешь, читаешь (кое-что сам добрал). Потом — историк, математик, географ, химик, немка (англичанка, француженка). Могли быть: словесница, историчка, математичка, географиня, химичка. (Англичанина, немца, француза в средней школе практически не бывает)....И еще у каждого из нас когда-то был первый преподаватель физического воспитания...»
Фрида Вигдорова «Дорога в жизнь»
***
«Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен. - Буду учить вас всему, что знаю сам…”.
И действительно, он учил всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Склоняясь над каждым учеником, он показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял нам непонятные слова.
Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже самого обыкновенного букваря, как он мог отважиться на такое великое дело! Шутка ли - учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны...
Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, вдруг открылся новый, невиданный прежде мир…»
Чингиз Айтматов «Первый учитель»
***
- Удачи вам, сельские и городские
- уважаемые учителя,
- Добрые, злые и никакие
- капитаны на мостике корабля!
- Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
- Особенно по утрам,
- когда вы входите в школьные классы,
- Одни - как в клетку, другие - как в храм.
- ...
- Учитель - профессия дальнего действия,
- Главная на Земле!
- Роберт Рождественский
***
- Заправьте чернилами ручки,
- Пожалуйста, будьте добры!
- Внимание!
- Входит учитель -
- Мечтатель,
- А также мыслитель.
- Всем -
- Ушки держать на макушке!
- Пожалуйста, будьте бодры!
- Юнна Мориц
- На третьем фронте
- вставая гордо,
- На фронте учебы,
- на фронте книг, —
- Учитель
- равен солдату-герою —
- Тот же буденовец
- и фронтовик!
- Владимир Маяковский