САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. Ко Дню ручного письма – Дню почерка

Может быть сегодня, 23 января, в Международный день почерка, вы сможете вдохновиться и взять бумагу, ручку, чтобы выразить свои мысли?

 РГАЛИ. Ко Дню ручного письма – Дню почерка / rgali.ru
РГАЛИ. Ко Дню ручного письма – Дню почерка / rgali.ru
Каждый год 23 января в мире отмечается День почерка или День ручного письма, чтобы напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нём, о неповторимости почерка каждого человека. Читайте и смотрите уникальные материалы Российского государственного архива литературы и искусства с автографами знаменитых писателей и поэтов на нашем сайте в проекте РГАЛИ.

Текст: Мария Шуплецова, зав. архивохранилищем печатных изданий

Увы, но в век компьютера, отказываясь от собственноручного письма, мы теряем свой уникальный дар, который выражает, по мысли итальянского философа Камилло Бальди, высказанной на склоне лет, в 1622 году, «натуру и свойство писавшего». Между тем, в написанном от руки нас увлекает все, что находится за рамками практического значения. Немецкий философ ХХ века Вальтер Беньямин в своем эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» заметил, что, переходя даже к машинописному тексту, мы тем самым во многом лишаемся и своей собственной оригинальности, и особой ауры рукописи, созданной «здесь и сейчас». Спешно или не торопясь выписывая слова и строки, мы обдумываем фразы. Кто-то, замедлившись, может почувствовать влечение к более спокойному течению жизни, а кто-то предаться воспоминаниям…

  • Е.М. Бем. Письмо Н. Церетели. 5 октября 1906 г. РГАЛИ. Ф.2036. Оп.1. Акварель, перо, тушь.
Е.М. Бем. Письмо Н. Церетели. 5 октября 1906 г. РГАЛИ. Ф.2036. Оп.1. Акварель, перо, тушь.

Неидеальность и многослойность рукописи особенно ценятся и исследователями. Обращая свое внимание к фондам РГАЛИ, именно здесь мы, конечно, найдем самое большое собрание написанного деятелями отечественных культуры и искусства.

В фондах РГАЛИ хранятся документы XIV–XX вв. Среди них рукописи, личные документы и автографы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, ценнейшие коллекции собраний Ю.А. Бахрушина, Ф.Ф. Фидлера, С.П. Мельгунова, В.В. Розанова, А.А. Блока, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А. Белого, М.А. Кузмина, А.И. Солженицына, Д.Д. Шостаковича, М.М. Плисецкой, Р.К. Щедрина и сотен других, наследие деятелей русского зарубежья, документы органов управления, учреждений и организаций культуры, – словом, здесь сосредоточен весь цвет нашей культуры. Эти документы составляют обязательную основу при изучении жизни и творчества этих деятелей.

  • 2. А.М. Ремизов. Письмо Н.В. Кодрянской. 12 апреля–1 июля 1947 г. РГАЛИ. Ф.420. Оп.6. Бумага, перо, тушь.
2. А.М. Ремизов. Письмо Н.В. Кодрянской. 12 апреля–1 июля 1947 г. РГАЛИ. Ф.420. Оп.6. Бумага, перо, тушь.

Заглянув в раздел уникальных документов на сайте архива, увидим почти 80 единиц хранения, включенных Реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. И каждый из них – это эпоха во всем ее величии. Эти документы — в подавляющем большинстве своем рукописи: многочисленные автографы и письма А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, произведения А.П. Чехова, И.С. Тургенева… В 2022 году в реестр были внесены «Беловые тетради» Цветаевой — каждая из которых заслуживает отдельного описания. Самым древним среди уникальных документов РГАЛИ из Реестра является «Пасхальная Агада» XIV века — кстати, и старейший документ в фондах архива. Среди наших уникальных документов есть также и несколько графических работ: портрет авторства М.Ю. Лермонтова и знаменитые «маяковские» Окна РОСТА.

Недавно произошло знаменательное событие — 13 записных книжек Федора Михайловича Достоевского из его личного фонда в РГАЛИ (Ф. 212) были внесены в Международный реестр документального наследия Программы ЮНЕСКО «Память мира» и отныне стали памятниками истории, культуры и письменного наследия в мировом масштабе. Важность этих источников подчеркивается и тем обстоятельством, что полноценных автографов многих ключевых произведений писателя практически не сохранилось. Так, в его Записных книжках содержатся черновые наброски романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Подросток», заметки для «Дневника писателя», черновики писем, многочисленные рисунки, дневниковые записи, а также записи бытового характера — расчеты, долговые записи, списки книг, взятых взаймы разными лицами.

  • 3. Петр I. Письмо к Фридриху IV королю Датскому. 1713–1714 г. РГАЛИ. Ф.47. Оп.2. Фотокопия.
3. Петр I. Письмо к Фридриху IV королю Датскому. 1713–1714 г. РГАЛИ. Ф.47. Оп.2. Фотокопия.

Довольно давно уже полиграфические средства дают возможность издавать рукописи факсимиле – чуть ли не в их первозданном виде. Такими примерами является ряд издательских проектов РГАЛИ: «Частная опера в России: исторический очерк» (М., 2007), прекрасное факсимильное издание «Деревянной книги» С.С. Прокофьева (М., 2009) — альбома автографов с ответами на вопрос: «Что вы думаете о солнце?» Оригинал книги также хранится в РГАЛИ в фонде композитора (Ф. 1929).

Отдельно хочется отметить жанр дарственных надписей на печатных изданиях. На сегодня в Научной библиотеке РГАЛИ книг с автографами, пометами и маргиналиями известных деятелей культуры насчитывается более 26 тысяч. Еще в 1990-е годы было принято решение об отдельном описании этих книг, а несколько позже среди книг с автографами было выделено пять тысяч изданий с особо ценными дарственными надписями – и каждая из них хранит тепло руки и сердца автора.

  • 4. К. Петров-Водкин. Автограф из альбома С.С. Прокофьева «Деревянная книга». 5–6 января 1917 г. РГАЛИ. Деревянная книга: Альбом Сергея Прокофьева / Факсимильное издание. — СПб.: Вита Нова, 2009. «Ей Богу, не знаю, что/ написать о Солнце! / Разве только, что сейчас / у Вас я о нем слышал!» К. Петров-Водкин. 1917 года, 5/6 января Петербург, Chez Mr Rémizoff* [*У месье Ремизова] (фр.)

В 2012 году в творческом союзе с Библиотекой иностранной литературы появился первый сборник подобного рода — «Советский художественный авангард. Инскрипты книжного собрания РГАЛИ». В нем были представлены самые разные автографы: дружеские, деловые, шуточные, лирические, надписи-признания и надписи-отклики на события. Здесь сплошь имена, прославленные в истории русской и мировой культуры: В.Э. Мейерхольд, К.Д. Бальмонт, А.Н. Толстой, С.М. Эйзенштейн, В.В. Вишневский, Д. Вертов, А.М. Ремизов, М.М. Зощенко, Ю.К. Олеша, Б.Л. Пастернак, В.В. Каменский, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, В.Б. Шкловский и др.

Уникальная библиотека А.Е. Крученых с редчайшими рукописными изданиями и собранием автографов советских поэтов и писателей занимает в нашем архиве особое место.

Об инскриптах говорят, что они представляют отдельную теоретическую проблему — ведь получатель и адресат прекрасно знают свои имена и обстоятельства дарения. Как пишет историк культуры А.И. Рейтблат, так отношения становятся публичными и подразумевают наличие у надписи скрытого адресата — среди «потомков, которые, возможно, будут писать историю».

  • 5. Б.Л. Пастернак. Дарственная надпись А.Е. Крученых на форзаце сборника своих стихотворений. 30 января 1948 г. РГАЛИ. Пастернак Б.Л. Стихотворения. — Л.: Изд-во писателей Ленинграде, 1933.
  • «Я очень люблю тебя, Алеша, и очень рад надписать тебе это собрание, в котором столько дребедени, с пожеланием долгой жизни и неомраченных радостей тебе. Почти в слезах искренней растроганности».
  • Б. Пастернак. 30 января 1948 года. Москва.