САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пушкин и... Михайловское

В областной филармонии Пскова — в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра — состоялся премьерный показ полнометражного анимационного фильма «Пушкин и... Михайловское»

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма

Текст: Елена Юринская, Юрий Стрекаловский/РГ

Создатели анимационного фильма — режиссер и продюсер Екатерина и Игорь Гаврюшкины, художник-постановщик Игорь Шаймарданов, композитор Вячеслав Круглик и уфимская студия «Муха» — приурочили эту премьеру к двойному юбилею поэта: 225-летию со дня рождения и 200-летию ссылки в Михайловское.

Мультфильм состоит из 52 коротеньких новелл (около трех часов экранного времени) — необыкновенных, но вполне биографических историй о двух годах ссылки Александра Сергеевича. Его Михайловское здесь — особенный волшебный мир. Лубок, вертеп. Сплошные выдумки? Ничуть.

Вот Пушкин управляет куклой из-за ширмы. Вот с молотком залез — латает крышу. Бедолага-сыщик прячется в кустах — строчит смешные донесения. Поэт уплыл куда-то в бочке по реке воображения. С ним тут верные друзья — кот, пес, мышонок и Арина Родионовна.

Легким росчерком пера Арина превращается в Алину — и уже "ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!". И тут же — он приклеил усики, залез в окно к Лауре, там Дон Карлос, ой, что будет. Но пока он в латах и с мечом пошел спасать Людмилу от злодея Черномора. Или отправился на мельницу, чтобы набрать мешок муки, а там его уже, конечно, ждет русалка. "Там чудеса, там леший бродит". Ну а что соседи? А перед соседями поэт, как эдакий Онегин, — так что "сначала все к нему езжали", а потом все поняли: он "сумасбродит, фармазон" и "пьет одно стаканом красное вино".

Вот такой калейдоскоп. То Пушкин и соседи. То Пушкин и чижик. То Пушкин и крыжовенное варенье. И еще, еще: Пушкин и опасный визит, и аппетит, и письмо, и цыгане, и пчелы, и скамейка, и Дон-Кихот, и Байрон, и царь Борис, и ночь на Ивана Купалу… И каждую чудесную историю закругляют новые стихи. И "чувства добрые я лирой пробуждал". И "что пройдет, то будет мило". И — "о если бы когда-нибудь сбылись поэта сновиденья".

Начнешь смотреть — не оторвешься. Не важно, дети вы или уже родители. С мультяшным Пушкиным и весело, и грустно, и нелепо, и светло. Разумеется, "РГ" перед премьерой не могла не расспросить создателей картины: откуда эти чудеса?

Давайте сразу проясним: как Пушкин попал в ваш мультфильм, что с ним в мультфильме происходит?

Екатерина Гаврюшкина: Фильм состоит из трехминутных новелл, коротких занимательных и назидательных историй, рассказывающих о ссылке Пушкина в 1824-1826 годах, которые он провёл в имении матери в сельце Михайловском Псковской губернии. Именно это время стало особо важным творческим периодом — временем становления великого русского поэта.

Пушкин силой водворён в деревенскую ссылку, он молод, хочет продолжать полную впечатлений столичную жизнь, жить по своей воле. Поначалу вроде бы он протестует против жизни, к которой приговорён. Душа сопротивляется деревенскому заточению. Но постепенно поэт влюбляется в размеренный уклад, природу и обитателей Михайловского. Можно сказать, открывает истинный смысл и предназначение своего дара.

Михайловское у нас — место, где реальность перемешивается с фантазией. Вот почему здесь легко встретиться, например, с лешим и домовым, русалкой и кикиморой. И в этом же волшебном мире естественна и привычна встреча Пушкина лицом к лицу с героями его произведений — Годуновым, цыганкой Земфирой, дон Гуаном, царем Додоном. Сюда легко из книг являются и гении других времён и народов — Шекспир, Сервантес, Рафаэль, Торквато Тассо.

Это понять можно — но откуда вдруг в ваших историях из жизни Пушкина взялись его смышленые мультяшные друзья?

Екатерина Гаврюшкина: В каждой серии у нас новая история, в которой молодой Пушкин, столкнувшись с тревожной для него ситуацией, справляется с ней, проявляя лучшие черты своего характера: талант, смелость, доброту, смекалку, верность. При этом он как раз всегда пользуется поддержкой своих друзей — обитателей того же материнского дома: Няни, Кота, Мышки, Пса Бассета. У всех этих персонажей есть чему поучиться. У Няни — её молчаливой любви, взрастившей поэта. У Кота — его ответственной заботе обо всех живущих рядом. У пса Бассета — умению любить и хранить верность просто так, без корысти. А глядя на Мышку, можно осознать, что и ее решительно поднятый вверх указательный пальчик может сыграть важную и благотворную роль в судьбе великого поэта.

Фото: ivi.ru

Задачи, с которыми сталкивается наш герой, понятны и знакомы каждому зрителю, — однако мы постарались сделать так, чтобы сюжет каждой серии имел и символическое, философское измерение. Простые истории служат поучительными примерами. При этом, конечно же, Пушкин — главный герой каждой нашей истории, напоминающей, что внутри каждого из нас, выросших в русской культуре, есть своя частичка Александра Сергеевича.

На популярной онлайн-платформе шел ваш мультсериал — почему вы решили объединить отдельные истории в один фильм?

Екатерина Гаврюшкина: Да, мы задумали и сняли сериал, в нем уже целых два сезона. Но мы увидели, что материал способен трансформироваться и в самостоятельное законченное художественное произведение с подходящим хронометражем и образным рядом. Вот почему теперь наш мультфильм существует и как полнометражный, готовый для просмотра и дома, и на экранах кинотеатров.

Что для вас главное в этой работе — какая в ней идея?

Екатерина Гаврюшкина: Все знают: Пушкин — "наше всё", символ и икона нашей культуры. Но можно ли почувствовать его земным, еще очень молодым человеком, который в этой михайловской ссылке радуется и расстраивается, ошибается и добивается успеха. И даже как бы обретает себя заново, учится дружить, любить, прощать.

Пушкин в мультфильме хоть и взрослый, но подобно ребёнку всё время ищет и находит ответы на вопросы, с которыми он (да и каждый из нас) сталкивается в разных жизненных обстоятельствах.

Помогают ему "родные стены": Михайловское и его обитатели по-доброму, по-деревенски открывают для поэта мир, людей, легкость дыхания, свободу, красоту, любовь.

Его приключения в Михайловском — это приключения ребёнка, в некоторых сериях даже Мышка кажется взрослее. Наш Пушкин должен быть доступен, близок и любим не только маленькими зрителями, но и взрослыми. Сила и обаяние его личности помогут и ребёнку, и родителю "расти вместе с историей", открывая и в себе новые грани. Это, конечно, не портрет великого поэта из учебника, не недоступный и далёкий идеал, это один из нас — как оказалось, гениальный.

Открыли для себя что-то новое в Пушкине, работая над фильмом?

Екатерина Гаврюшкина: Чтобы сделать то, что Пушкин сделал как поэт, необходимо было очень сильно любить жизнь и принимать не только аплодисменты, но и тяготы, опускаясь на дно, отталкиваться и всплывать. Вся суть личности и творчества Пушкина — в любви к жизни и принятии её. Чего в нем точно нет — страха перед жизнью. Будь он иным — не стал бы тем, каким мы знаем Пушкина.

Как вы придумывали свои волшебные истории — нельзя же было обойтись и без вполне научных первоисточников?

Екатерина Гаврюшкина: Наша работа с источниками определялась в первую очередь поисками внутреннего, подлинно личностного факта биографии. Истории про Пушкина, основанные на воспоминаниях, письмах и других свидетельствах, должны показывать, как наш герой менялся. Как он рос — духовно, творчески. Каждый эпизод — как веха, шаг вперед, вверх и вглубь. У фильма будет своя жизнь — но и мы сами теперь не будем прежними.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Гаврюшкин, продюсер фильма "Пушкин и Михайловское":

Мы выросли на мультиках — правда, теперь их не любят так называть. Анимация переводится как "одушевление": чтобы фильм состоялся, нужно в него "вдохнуть жизнь". А "мульти" означает "множественность": не просто многократно повторить движения героя — он должен быть многообразным, разным, изначально быть живым. Всё нарисованное в настоящей мультипликации — одушевлено: деревья, цветы, облака, букашки-таракашки, всё, чего мы даже иногда не чувствуем, не ценим. Дело в названиях, конечно. В конце концов, и мультфильмы, и анимация сводятся к любви в чистом виде, без примесей.

Очень надеюсь, что наш фильм поможет детям полюбить. Всем, кто рождён после 2000 года, Пушкин должен заново внушить, что именно любовь и правильные книги способны творить чудеса. Поэт был строг к себе, щедр к окружающим, очень любил то, чем занимался. И это вот — природно пушкинское и живущее в нас генетически — в наше рассеянное время актуально, как никогда.