САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Новости с ЕГЭшных полей. Как сдавали ЕГЭ-2024 по литературе

Как и предполагалось, пятое задание на сопоставление стало камнем преткновения

Фото: jannoon028 @ ru.freepik.com
Фото: jannoon028 @ ru.freepik.com

Текст: Татьяна Шипилова

С чего бы начать, чтобы не выглядеть снобом и занудой. Ну, наверное, с того, что после изменений, внесенных в кодификатор и структуру КИМов прошлой осенью, о чем мы писали здесь, было ожидаемо, что начнется чехарда с периодизацией, необходимым количеством текстов, которые нужно все-таки изучать для того, чтобы нормально сдать ЕГЭ по литературе, и вообще с самими заданиями и их формулировками.

Самая большая проблема состоит в том, что для ФИПИ единый государственный экзамен - это способ собрать статистику и подпортить жизнь выпускникам, а для школьников - шанс поступить в вуз мечты на бюджет (если посмотрите нынешние цены в ведущих вузах страны, обалдеете и поймете, почему дети так нервничают).

Сразу поясню: я не против ЕГЭ. Об этом я тоже уже писала. Но с каждым годом пропасть между тем, что хочет ФИПИ, и тем, что могут ученики и учителя, ширится, и это начинает пугать.

Итак, вчера написали ЕГЭ по литературе. Вздохнули ли с облегчением дети? Увы.

Дело в том, что в этом году в ЕГЭ по литературе ввели новое правило: в заданиях на сопоставление (когда два текста нужно сравнить, отталкиваясь от одного вектора анализа) добавили ограничение по периоду. Выглядит это так:

Задание 5. Назовите произведение отечественной литературы первой половины ХIХ века (с указанием автора), в котором изображён сильный, яркий характер. В чём схож(а) (или различен(-на)) герой (героиня) выбранного произведения и горьковская Изергиль?

Задание 10. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором присутствует тема весны. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение М.В. Исаковского?

или

Задание 5. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображён сильный, яркий характер. В чём схож(а) (или различен(-на)) герой (героиня) выбранного произведения и горьковская Изергиль?

Задание 10. Назовите произведение отечественной поэзии первой половины ХIХ века (с указанием автора), в котором присутствует тема весны. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение М.В. Исаковского?

И естественно, все учителя и репетиторы давали наставление: первое, что вы делаете, когда получаете в руки КИМ, это ищете глазами задания 5 и 10, уточняете, где именно дано это ограничение, и сразу вписываете автора и название произведения, к которому будете обращаться.

Какие фрагменты и темы попались:

  • отрывок из "Войны и мира" (пение Наташи); задание 5 "Где ещё музыка имеет важное значение?"
  • отрывок из "Войны и мира" (наставления Николая Болконского князю Андрею перед отправлением на войну); задание 5 "В каком произведении первой половины XIX в. звучит тема отцов и детей и как ее можно сопоставить с приведенным фрагментом?"

И понесла-а-ась...

Кто-то сравнивал с "Отцами и детьми" (1861), кто-то с "Недорослем" (1781), а кто-то вообще умудрился обратиться к "Вишнёвому саду" (1903).

Что тут сказать кроме мата? У меня у самой одна сильнейшая девочка, которая всегда очень внимательно все делала, ответственно относилась к подготовке, вот так все напутала и обратилась к роману Тургенева.

Что это значит?

В ЕГЭ по литературе самая жесткая система перевода первичных баллов во вторичные. Максимум можно получить 48 первичных баллов. Невыполнение одного задания - сразу минус почти 30 вторичных баллов. Т.е. обнуление 5 задания - это минус 8 первичных баллов => максимум за ЕГЭ - 61 балл. Это катастрофа.

Что в итоге?

Давайте сделаем выводы:

1. Нововведение от ФИПИ ожидаемо многих сбило с толку и привело к большому количеству потерянных баллов.

2. Учителя и репетиторы тоже должны сделать выводы: у наших детей, даже самых лучших, иногда бывает страшнейший затык с периодизацией. Некоторые из них не соотносят, что, например, Фонвизин жил в одно время с Екатериной II, а Пушкин был современником Александра I.

3. Дети должны сделать выводы: когда мы просим выучить назубок периодизацию, мы делаем это не от нечего делать, а потому, что это реально может стать причиной плохой сдачи экзамена. Не плохая подготовка, не непрочитанная программа, не неумение анализировать текст, а всего-навсего незнание периодизации.

4. Внимательное чтение задания - залог успеха.

5. И помните, если вас не устроят результаты, с этого года можно пересдать один предмет на выбор. День пересдачи литературы - 5 июля.