САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Идеален в роли падшего ангела». Ушел кумир мировых экранов Ален Делон

Он уже был человеком-легендой, причем скорее легендой, чем человеком

Ушел кумир мировых экранов Ален Делон / kino-teatr.ru
Ушел кумир мировых экранов Ален Делон / kino-teatr.ru

Текст: Валерий Кичин/РГ

Уход Алена Делона ожидался давно и со священным трепетом. Он уже был человеком-легендой, причем скорее легендой, чем человеком. Легендой, которая с годами приобретала черты трагедии - мечты сбывшейся, но так и не утоленной.

В сердцах женщин всей планеты хранится его образ из фильма Висконти "Рокко и его братья" - ослепительной красоты молодого боксера, переживающего нелегкие времена и нелегкую судьбу. Или, еще ярче, образ авантюриста Рипли из фильма Клемана "Под ярким солнцем" по роману Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли" - роль, которая вынесла актера-самоучку на вершины славы. Никто не хотел замечать следы беспощадного возраста на лице былого красавца. Фото Делона, прижимающего к груди кота, разлеталось по интернету - легенда о первом актере Франции умножалась легендой о его добром сердце.

Мир будоражила еще и легенда о его желании добровольно уйти из жизни. О финале актерской карьеры он объявил уже очень давно, хотя иногда уступал уговорам, снимался в сериалах и даже в комедии об Астериксе, где с иронией прошелся по вехам собственной фильмографии.

«Рокко и его братья» — фильм Лукино Висконти, вышедший на экраны в 1960 году.

Он начинал практически одновременно с Жан-Полем Бельмондо, его другом и конкурентом. Но его внешность, как и предрекали первые отвергшие его продюсеры, работала против него: режиссеры считали, что для серьезных фильмов он "слишком красив". В результате крупных, оставшихся в истории картин у него не так много: те же фильмы Клемана и Висконти (добавим к "Рокко" фильм "Леопард"), драму Антониони "Затмение", где он играл в дуэте с Моникой Витти. Было много фильмов помельче - типа "Бассейна" Жака Дере или "Сицилийского клана" Анри Вернея. Ситуация парадоксальная: культовый актер для нескольких поколений, а на вопрос: "Где он сыграл?" в памяти встанут три-четыре названия - и обрыв. В то время, как его друг-соперник Бельмондо всем запомнился по огромной серии разноплановых ролей.

«Затмение» Микеланджело Антониони, вышедший на экраны в 1962 году. Моника Витти и Ален Делон.

Ален Делон был большой звездой - несомненно. Был ли он большим актером? Актерского образования у него нет. Прежде чем появиться перед камерой, он служил в морской пехоте десантником, был матросом, официантом, готовился стать, как родители, колбасником. Разглядывая себя в зеркале, понимал, что мог бы светиться на киноэкранах, и даже поехал на Каннский фестиваль в надежде, что его заметят. Заметили. Американцы только что потеряли кумира молодых, резкого актера Джеймса Дина и искали ему замену. Сняли пробы - вроде годится. Думали предложить контракт, но тут по наводке друга Делона начинающего актера Жан-Клода Бриали на него обратил внимание известный французский режиссер Ив Аллегре и снял новобранца в фильме "Когда вмешивается женщина". Именно там его партнерша по картине актриса Эдвиж Фейер заметила, что, кроме красоты, будущий актер обладает неукротимой животной силой, которая от него исходит.

Роми Шнайдер и Ален Делон в фильме "Бассейн" 1969 года

Эта энергетика молодости, амбициозность и рекордно развитая интуиция ввели Делона в профессию, которой он учился прямо на съемочных площадках, экспериментируя с собой и разведывая в себе все новые, еще неоткрытые пласты дарований.

Конечно, главным везением долгой жизни было то, что его приметили и вывели в большие звезды такие мастера, как Клеман, Висконти и Антониони. В роли Рипли у Клемана молодой актер получил характеристику, которая его сопровождала всю жизнь и во многом определила тип его фильмографии: идеал на роли падшего ангела. И действительно, контраст между идеальной красотой и тайными, часто преступными вожделениями - один из самых эффектных и эффективных приемов коммерческого кино. Это свойство актерской индивидуальности Делона более чем пригодилось и в его лучшей роли итальянского князя Мышкина - бедняги Рокко из шедевра Висконти. Преисполненный лучших чувств, готовый к самопожертвованию, со своим обликом херувима и повадками застенчивого юнца, он станет предвестием беды и гибели. То, что казалось абсолютным добром, обнажило черную сторону жизни, обратило человеческую драму в трагедию.

"На ярком солнце" — режиссер Рене Клеман, 1959 год

В "Затмении" Микеланджело Антониони развивает свою фирменную тему отчуждения и некоммуникабельности - недуга, поразившего современное человечество. И здесь тоже в высшей степени эффектно сработали актерские качества Делона - его свойство порождать надежды безумные, но несбыточные.

В 1979 году Делон снялся в советско-французском политическом триллере "Тегеран-43" Александра Алова и Владимира Наумова. Он играл небольшую роль французского инспектора полиции Фоша и нужен был здесь главным образом для международного престижа картины: в ней участвовали еще две мировые звезды Курд Юргенс и Клод Жад.

"Тегеран-43" Александра Алова и Владимира Наумова, 1980 год. С Натальей Белохвостиковой

Безусловно, к его крупным работам можно отнести роль в фильме немецкого классика Фолькера Шлендорфа "Любовь Свана" по Марселю Прусту, - здесь он сыграл аристократа-гея, чем едва ли не впервые стал последовательно разрушать свой уже сложившийся "идеальный" образ. И окончательно покусился на него, сыграв алкоголика, неспособного утолить жажду влюбившейся в него героини, в драме Бертрана Блие "Наша история". Наконец, в комедии Аньес Варда "Сто и одна ночь Симона Синема", снятого к столетию кинематографа, в числе многих звезд мирового кино Делон предстал самим собой, появившись в камео.

«Чёрный тюльпан» — реж. Кристиан-Жак, 1964 год

В его фильмографии около 90 картин. Из заметных можно назвать еще такие, как "Дьявол и десять заповедей", "Черный тюльпан", "Мелодия из подвала", "Горит ли Париж?", "Искатели приключений", его режиссерскую работу "За шкуру полицейского". Самые заметные роли сыграны в молодости. Получив несколько национальных наград и почетный приз Каннского фестиваля за вклад в киноискусство, он ни разу не номинировался на главные премии планеты - в частности, на "Оскар".

Ален Делон будет вспоминаться как недосягаемо прекрасная сказка французских экранов, так и не раскрывшая своих тайн и не имевшая счастливого финала.