Текст: ГодЛитературы.РФ
В опросе, который проводила платформа «Литнет», приняли участие более 1000 независимых писателей платформы.
Так, 40% опрошенных авторов читали большую часть произведений из школьной программы. 29% прочли абсолютно все, что им предлагала школьная программа. 13% признались, что прочитали всего половину школьной программы. Однако 8% сказали, что почти не читали то, что им предлагали на уроках. Еще 8% читали обязательные произведения в кратком варианте. И 2% сознались, что вообще не читали школьную программу.
41% любили читать книги из школьной программы. При этом 43% писателей уверены, что их нужно было бы читать в более осознанном возрасте. А 27% сказали, что в школьные годы все произведения казались им интересными. 49% отметили, что школьная программа им казалась интересной только отчасти.
12% нашли свою первую любимую книгу именно благодаря школьной программе. Однако 58% признались, что их первая любимая книга не из школьной программы.
Топ-10 русскоязычных классиков школьной программы, которых больше всего нравилось читать авторам:
- Александр Пушкин (62%)
- Михаил Булгаков (52%)
- Михаил Лермонтов (49%)
- Николай Гоголь (48%)
- Фёдор Достоевский (44%)
- Антон Чехов (43%)
- Иван Тургенев (36%)
- Лев Толстой (32%)
- Александр Куприн (25%)
- Иван Бунин (24%)
Топ-10 русскоязычных поэтов из школьной программы, которых больше всего любили читать авторы:
- Александр Пушкин (65%)
- Михаил Лермонтов (49%)
- Сергей Есенин (48%)
- Анна Ахматова (37%)
- Александр Блок (34%)
- Федор Тютчев (32%)
- Марина Цветаева (31%)
- Агния Барто (30%)
- Владимир Маяковский (28%)
- Афанасий Фет (27%)
Топ-10 произведений из школьной программы, которые современным авторам нравилось читать, будучи школьниками:
- «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков) (55%)
- «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин) (51%)
- Сказки А. С. Пушкина (50%)
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Н. В. Гоголь) (49%)
- «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) (45%)
- «Алые паруса» (А. С. Грин) (41%)
- «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) (40%)
- «Тимур и его команда» (А. П. Гайдар) (35%)
- Басни И. А. Крылова (34%)
- «Гранатовый браслет» (А. И. Куприн) (33%)
- «Горе от ума» (А. С. Грибоедов) (33%)
Хотя многие знаменитые произведения не вошли в десятку лидеров, респонденты отмечали их среди произведений, которые им нравилось читать в школьные годы: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (30%), «Отцы и дети» И. С. Тургенева (30%), «Война и мир» Л. Н. Толстого (24%).
Топ-10 любимых зарубежных классиков:
- Марк Твен (50%)
- Ганс Христиан Андерсен (48%)
- Александр Дюма (42%)
- Джек Лондон (41%)
- Артур Конан Дойл (40%)
- Жюль Верн (40%)
- Уильям Шекспир (39%)
- Антуан де Сент-Экзюпери (32%)
- Редьярд Киплинг (28%)
- Даниэль Дефо (25%)
Топ-10 зарубежных произведений, которые больше всего нравилось читать в школьные годы:
- Сказки Ганса Христиана Андерсена (50%)
- Мифы и легенды Древней Греции (48%)
- «Приключения Тома Сойера» (Марк Твен) (45%)
- «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери) (39%)
- «Ромео и Джульетта» (Уильям Шекспир) (39%)
- «Робинзон Крузо» (Даниэль Дефо) (39%)
- «Три мушкетёра» (Александр Дюма) (35%)
- «Белый Клык» (Джек Лондон) (35%)
- «Дети Капитана Гранта» (Жюль Верн) (34%)
- Рассказы Джека Лондона (31%)
75% опрошенных перечитывали во взрослом возрасте произведения из школьной программы. Из них 72% сказали, что после этого у них изменилось отношение к ним. 21% не уверены и говорят, что отношение отчасти изменилось, отчасти — нет. И только 7% заявляют, что после того, как они перечитали произведения из школьной программы, их отношение к ним никак не изменилось.
62% респондентов сказали, что у них есть произведения школьной программы, которые им начали нравиться только во взрослом возрасте.
Топ-5 произведений из школьной программы, которые начали нравиться во взрослом возрасте:
- «Война и мир» (Л. Н. Толстой) (17%)
- «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) (13%)
- «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков) ( 12%)
- «Анна Каренина» (Л. Н. Толстой) (9%)
- «Идиот» (Ф. М. Достоевский) (4%)
48% опрошенных авторов утверждают, что уроки литературы и школьная программа повлияли на то, что они читают сегодня. 29% говорят, что школьная программа и ее преподавание на уроках литературы в чем-то повлияли, а в чем-то нет. Однако 23% сказали, что школа не повлияла на их сегодняшние предпочтения.
55% писателей говорят, что самое главное, что смогли сделать уроки литературы и прочитанная школьная программа, — это познакомить их с разными литературными жанрами. 52% сказали, что школа заложила им любовь к чтению, и 44% — интерес к чтению. 47% отмечают, что уроки и программа позволили им лучше разбираться в литературе. 42% опрошенных школа привила привычку читать. И 40% говорят, что школьная программа и уроки литературы сформировали их вкус.