САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Что наша жизнь? Игра!»

Лауреаты Пушкинского конкурса продолжили московские встречи в Институте русского языка им. А.С. Пушкина

Лауреаты XXIV Международного Пушкинского конкурса для учителей-русистов собрались в Москве / Аркадий Колыбалов
Лауреаты XXIV Международного Пушкинского конкурса для учителей-русистов собрались в Москве / Аркадий Колыбалов

Текст: Елена Новоселова/РГ

- Кто из вас любит играть? - спрашивает профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Ирина Лешутина.

- Мы! - И лес учительских рук.

Так началась встреча лауреатов XXIV Международного Пушкинского конкурса зарубежных русистов с Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина.

Сначала учителей поприветствовал исполняющий обязанности ректора Института Пушкина Никита Гусев, подчеркнув, что все они (включая институтскую профессуру) имеют одну благородную цель - учить русскому языку. И выразил надежду, что сегодняшним коротким посещением сотрудничество вуза с педагогами не закончится: впереди программы повышения квалификации, да и Костомаровский форум никто не отменял.

А потом состоялась увлекательнейшая лекция про игру на уроках русского. Все мы помним, что "вся жизнь - игра", но и методически она очень полезна, чтобы дети быстрее заговорили.

Учителя узнали, например, что в игре подход к интровертам и экстравертам должен быть разным. Первые в обучении иностранному языку быстрее учатся писать и читать, а вторые - говорить и слышать. Чтобы всем было интересно и не страшно, хорошо бы сначала испытать игру на тех, у кого меньше психологических барьеров, потом самую говорливую роль в игре дать замкнутому, стеснительному интроверту, помочь ему раскрыться, а экстраверта немного отодвинуть в тень, пусть помолчит.

- Как сделать так, чтобы игра на уроке не превратилась в театр: несколько человек (оптимально от 6 до 8) играют, а остальные только созерцают, не участвуя? - спрашивает профессор.

- Малые группы, "аквариум", - не теряются продвинутые учителя.

То есть за играющими, как за рыбками, будут наблюдать экспертные группы и оценивать их владение языком: всю ли новую лексику использовали, как обстояло дело с грамматикой, если получился диспут, полно ли раскрыты аргументы "за" и "против". По поводу дискуссии и аргументов Ирина Лешутина объяснила так: любая игра должна быть с историей, еще лучше, если в ней будет конфликт, спор. Ну вот, например, можно поиграть в сюжет "Трое из Простоквашина", там герои нашли клад и спорят, куда потратят деньги.

Старшие школьники и студенты - другая статья, для них Институт Пушкина предлагает игру "Языковой конгресс". Подойдет для отработки весьма актуальной темы "Культурные стереотипы и межэтнические отношения". Здесь сюжет позакрученней: люди, чтобы облегчить себе жизнь, решили оставить на Земле только один язык. Но языки обиделись и взбунтовались, мол, сами решим, кому остаться, а кому покинуть планету. И вот они соревнуются в доказывании своей исключительной важности для людей. Студенты-"языки" спорят, их цель остаться на планете, а остальные оценивают качество диспута.

Игра не должна быть скучной, утверждают спецы-методисты, а вот как ее сделать увлекательной, знают только талантливые учителя. То есть лауреаты Пушкинского конкурса.