САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Биоробот Пинокью́ предстал перед посетителями ММКЯ

На детской сцене ММКЯ прошла презентация футуристической вариации на тему сказки Коллоди, созданная детским писателем Антоном Соей "по мотивам" иллюстраций лауреата медали Андерсена Игоря Олейникова

Редактор книги Михаил Визель (слева) и Антон Соя. В правом углу - эксперт Тимофей
Редактор книги Михаил Визель (слева) и Антон Соя. В правом углу - эксперт Тимофей

Текст: Михаил Зильев

Созданная 140 лет назад сказка о непослушном деревянном мальчике, который хочет стать настоящим, но вынужден преодолеть на этом пути множество препятствий, давно зажила собственной жизнью. Известная русским читателям вариация Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" - яркая, но далеко не единственная интерпретация этого известного сюжета. Новое необычное преломление старой сказки в эпоху искусственного интеллекта и "виртуальных друзей" предложил известный петербургский писаль Антон Соя - памятный благодаря "поющей лошадке Звёздочке" и отважным Пинвикингам - а также фантазии на тему субкультуры эмо "Эмобой", готической фэнтези "Витчхантеры", и, несколько неожиданно, мемуару "Среди акул и крокодилов. Записки панк-продюсера" - каковым он действительно некогда был.

"Пинокью́. Робот-друг" - это тоже своего рода панк, но другой: с приставкой "кибер". Действие повести происходит не на Земле, а на планете Земляника, где благодаря гениальному профессору Карло Клауди и его верной помощнице, кибердевушке Джепетте процветают, в прямом смысле слова, биотехнологии, обеспечивающие все материальные потребности "земляничан" - но не спасают от одиночества.

На первой презентации книги, выпущенной в импринте "Ласка-пресс" издательского дома "Городец", Антон Соя рассказал необычную историю появления этой необычной истории: он давно "подкатывался" к Игорю Олейникову с предложением сделать совместную книгу, но они всё не находили общую тему - пока наконец Антон просто не взял набор картинок на тему Пиноккио, сделанных Олейниковым для совсем другого иностранного проекта, и не написал на них свою оригинальную историю про робота, сделанного для того, чтобы дружить, про мальчика, тоскующего по улетевшей в длительную космическую командировку маме, и про робособаку-шпиона.

Выступивший на презентации футуролог, специалист по компьютерной безопасности и поэт Алексей Андреев одобрительно отозвался о высказанной в книге рекомендации выключать на ночь все "умные" устройства, но иронично заметил, что представление о роботе как о человечке с ручками-ножками - это "для бабушек", а для современного ребенка робот - это Алиса в телефоне и ChatGPT.

Ho столь категоричное (и не лишенное основания) суждение не выдержало испытания практикой: ведущий спросил пришедшего на презентацию 7-8-летнего мальчика Тимофея, как он представляет себе робота, и тот уверено отвечал - вот так, как на картинке.

После завершения экспресс-автограф-сессии Антон Соя поехал на склад издательства, где его ждала куда более серьезная автограф-сессия: подписать 250 экземпляров, выкупленных по системе "совместной закупки" еще до выхода книги.