Текст: Михаил Зильев
Созданная 140 лет назад сказка о непослушном деревянном мальчике, который хочет стать настоящим, но вынужден преодолеть на этом пути множество препятствий, давно зажила собственной жизнью. Известная русским читателям вариация Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" - яркая, но далеко не единственная интерпретация этого известного сюжета. Новое необычное преломление старой сказки в эпоху искусственного интеллекта и "виртуальных друзей" предложил известный петербургский писаль Антон Соя - памятный благодаря "поющей лошадке Звёздочке" и отважным Пинвикингам - а также фантазии на тему субкультуры эмо "Эмобой", готической фэнтези "Витчхантеры", и, несколько неожиданно, мемуару "Среди акул и крокодилов. Записки панк-продюсера" - каковым он действительно некогда был.
"Пинокью́. Робот-друг" - это тоже своего рода панк, но другой: с приставкой "кибер". Действие повести происходит не на Земле, а на планете Земляника, где благодаря гениальному профессору Карло Клауди и его верной помощнице, кибердевушке Джепетте процветают, в прямом смысле слова, биотехнологии, обеспечивающие все материальные потребности "земляничан" - но не спасают от одиночества.
На первой презентации книги, выпущенной в импринте "Ласка-пресс" издательского дома "Городец", Антон Соя рассказал необычную историю появления этой необычной истории: он давно "подкатывался" к Игорю Олейникову с предложением сделать совместную книгу, но они всё не находили общую тему - пока наконец Антон просто не взял набор картинок на тему Пиноккио, сделанных Олейниковым для совсем другого иностранного проекта, и не написал на них свою оригинальную историю про робота, сделанного для того, чтобы дружить, про мальчика, тоскующего по улетевшей в длительную космическую командировку маме, и про робособаку-шпиона.
Выступивший на презентации футуролог, специалист по компьютерной безопасности и поэт Алексей Андреев одобрительно отозвался о высказанной в книге рекомендации выключать на ночь все "умные" устройства, но иронично заметил, что представление о роботе как о человечке с ручками-ножками - это "для бабушек", а для современного ребенка робот - это Алиса в телефоне и ChatGPT.
Ho столь категоричное (и не лишенное основания) суждение не выдержало испытания практикой: ведущий спросил пришедшего на презентацию 7-8-летнего мальчика Тимофея, как он представляет себе робота, и тот уверено отвечал - вот так, как на картинке.
После завершения экспресс-автограф-сессии Антон Соя поехал на склад издательства, где его ждала куда более серьезная автограф-сессия: подписать 250 экземпляров, выкупленных по системе "совместной закупки" еще до выхода книги.