САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

ГМИРЛИ им. Даля запустил геоинформационную платформу «Астафьевская Россия»

Геоинформационная платформа объединяет географические координаты, фрагменты текстов и визуальные образы, создавая энциклопедическое представление мира Астафьева

Изображение с сайта проекта
Изображение с сайта проекта

Текст: ГодЛитературы.РФ

В год 100-летия выдающегося русского писателя Виктора Петровича Астафьева Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля при поддержке Фонда «История Отечества» запустил онлайн-проект «Астафьевская Россия».

Геоинформационная платформа объединяет географические координаты, фрагменты текстов и визуальные образы, создавая энциклопедическое представление мира Астафьева и новый способ прочтения его литературного наследия.

Виктор Астафьев – один из самых «географических» писателей XX века. Его творчество почти полностью автобиографично, поэтому места, связанные с его жизнью и путешествиями, обязательно становились художественным пространством его произведений. «Астафьевская география» России объемна и многогранна, а в случае Сибири уникальна. Каждая географическая реалия – не только Енисей, но и маленькие, неизвестные широкой аудитории речки (Сисим, Опариха, Виви и др.) и поселения – преображается через призму авторского восприятия, становится художественным образом и, в свою очередь, задает «оптику» видения самой реальности.

В произведениях Астафьева совмещаются общероссийское и «сибирское» измерения истории; создается полноценная и многогранная картина жизни XX века: от мира традиционной деревни 1920-х годов до советских строек 1930-х, до жизни 1970-х и 1980–1990-х годов. Интересно, что география становится важнейшей смысловой гранью произведений писателя, посвященных Великой Отечественной войне («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты» и др.). Их герои обязательно характеризуются и своим географическим происхождением, определяющим их культурно и психологически: от Енисейска (столицы сибирской интеллигенции) до поселка Шурышкары на Ямале, на Нижней Оби, от Тобольска до старообрядческих поселений на Алтае.

Астафьев, безусловно, является продолжателем богатой традиции русского литературного природоописания, заложенной И.С. Тургеневым, И.А. Буниным, М.М. Пришвиным и другими замечательными авторами. Он создал свою собственную художественную версию мира природы: астафьевская Сибирь в глазах читателей стала одним из самых привлекательных образов природы России и примером экологической художественной рефлексии. Астафьевское восхищение красотой сибирской природы сочетается с глубокой обеспокоенностью писателя ее экологическим состоянием.

Особую роль в «географизме» творчества Астафьева сыграл уникальный литературный жанр, созданный писателем — «затеси», перекликающийся с известными жанрами «фрагмента», «лирической миниатюры», «микроновеллы». В них личные впечатления от путешествий, охоты, рыбалки и писательских командировок превращаются в художественную «мозаику» российского пространства.

«Энциклопедическое» представление географического измерения произведений Астафьева дополнено визуальным рядом — фотографиями (в том числе из фондов ГМИРЛИ имени В.И. Даля), представляющими географическую реальность, описанную писателем. С одной стороны, они позволяют убедиться в потрясающей точности и скрупулезности астафьевских описаний ландшафта и природной жизни (так, писатель упоминает около 160 видов растений, произрастающих в Сибири). С другой стороны, в сочетании с текстами Астафьева они будят воображение, развивают «оптику» восприятия мира и подталкивают к собственным путешествиям по Сибири и России и к собственным опытам художественного отражения мира, как визуальным, так и словесным.

Проект «Астафьевская Россия» доступен по адресу: https://astafiev-russia.ru.