ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Издательский рынок в 2025 году. Новые вызовы

В рамках XI фестиваля «Красная площадь» прошла отраслевая конференция книгоиздателей

XI Фестиваль 'Красная площадь' / Аркадий Колыбалов
XI Фестиваль 'Красная площадь' / Аркадий Колыбалов

Текст: Мария Сафонова

5 июня в рамках книжного фестиваля «Красная площадь» прошла отраслевая конференция. Модератором выступил Константин Чеченев, президент Ассоциации книгоиздателей России.

На повестке дня обозначили новые законы, касающиеся книгоиздания; предложение о присоединении АСКИ в Министерство культуры, подняли вопрос о книжных фестивалях и о выпуске Толкового словаря государственного русского языка, который определён понятием традиционных духовно-нравственных ценностей.

В Год 80-летия Победы от книжной индустрии ожидали яркую реакцию. Издатели отчитались о выпущенных книгах и проектах, запущенных к юбилею Победы. Главной задачей было передать любовь к книгам о войне молодому поколению и проложить мост из прошлого в сегодняшний день. Кроме проектов «Поезд победы» и «Музей победы», перевыпустили книги авторов-фронтовиков, снабженные историями авторов, новые нон-фикшн книги. Можно сказать, что со стороны издателей тема Великой Отечественной войны была одним из главных направлений года.

Коснулись и проекта «Читающая Россия». С момента выхода Указа президента о книжных фестивалях финансирование пошло вверх (поддержка фестиваля «Новая книга» в Новосибирске). Помощь идёт колоссальная со всех сторон — и со стороны издателей, и больших корпораций, и государства. Многие регионы успешно проводят свои «праздники книги» — это и «Белый июнь» в Архангельске, и «Красная строка» в Екатеринбурге. Однако некоторые регионы не заинтересованы — с мест приходят отписки, а библиотеки, которые берутся проводить мероприятия, не очень понимают формат. В 2027 году в «Читающую Россию» планируют вовлечь 50 регионов.

Было внесено предложение основать Совет по книжным фестивалям, который будет призван помочь подготавливать фестивали, делать их более интеллектуально насыщенными и яркими.

Другой непростой вопрос — это законодательные нововведения. Самая актуальная сейчас — это вступление в силу поправки к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах». Запрет на пропаганду уже содержался, но сейчас — с расширением и детализацией содержания. Сейчас, если огрубить — любое упоминание может стать пропагандой. Для произведений литературы и искусства сделано исключение: упоминать наркотические вещества можно в случае, если нет оправдания или положительных эффектов от употребления.

Также перед издателями стоят две глобальные задачи: понять, чем и как маркировать. Вторую задачу решать гораздо сложнее: книги выходят постоянно, обновлять перечень всякий раз будет сложно. Базовый перечень книг, необходимых для маркировки, составили с помощью нейросетей и Российского книжного союза. В дальнейшем рассчитывают на участие издательств и РКС, но даже это не обещает никакой защиты от исков.

Сложно и с розницей. Маркетплейсы занимают на рынке сбыта больше 50%, а посещаемость книжных магазинов упала на 11%. 2025 год показал самые плохие результаты по обороту по сравнению со всеми «постковидными» годами. Розница очень нуждается в «выравнивании» условий с онлайн-продажами не только по ценам, но и по качеству обслуживания. Возвращать покупателей на площадки книжных планируют с помощью программы «Книжные миры», в рамках которой запланировано проведение ярких мероприятий — не только встреч с авторами и презентаций книг, но и тематических встреч. Привлечь хотят и книгоблогеров, которые в последнее время стали одним из самых важных драйверов узнаваемости. Но, как было отмечено, без изменения внешнего облика книжных магазинов это не имеет смысла. Если санкт-петербургские магазины изменились и стали привлекать к себе всё больше внимания («Подписные издания» среди читающей молодежи стали практически культовым местом — съездить в Питер и не купить ничего в «Подписных» это практически моветон), то московские большие магазины с девяностых почти не изменились и теперь скорее отпугивают, чем привлекают покупателей.

Ну и последняя, горячая для издателей тема — это выпуск Толкового словаря для использования русского языка как государственного (ученые СПбГУ разработали толковый словарь государственного языка РФ). Словарь расширяет список ненормативной лексики с четырёх слов до четырнадцати. И это, на самом деле, большая проблема — некоторые из новых обсценных слов можно найти и в произведениях классической литературы. Из-за маркировки 18+, которую издатели обязаны ставить на книгу, если она содержит в себе бранные выражения, многие издания могут просто лишиться своей целевой аудитории.

Словом, ситуация в книжной отрасли, как обычно, непростая. Появляется всё больше запретов, всё больше серых зон. Работа с ними — это глобальный вызов для всей отрасли. Но нет ничего невозможного для людей, влюблённых в книги и в своё дело. Ведь так?