ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поэты (и) песенники?

Современные русские поэты прокомментировали озвученное на высшем уровне предложение о проведении отдельного конкурса песенной поэзии. А ИИ расставил точки над i

Так представляет себе современного поэта-песенника MidJourney
Так представляет себе современного поэта-песенника MidJourney

Текст: Михаил Визель

На прошедшем 5-го числа заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации наряду с идеей запуска "детской книжной карты" и прочего было озвучено, устами Александра Шаганова, предложение о создании конкурса поэтов-песенников.

Сам Шаганов, автор текстов песен "Владимирская Русь", "Не валяй дурака, Америка", "Тучи" и множества других, сформулировал этот, очевидно, предварительно одобренный запрос так:

Предыдущая плеяда выдающихся сочинителей не гнушалась, точнее, считала незазорным обозначать своё предназначение как поэт-песенник. А сегодня «поэт-песенник» звучит как-то уничижительно, как крестьянин-безлошадник, понимаете, где-то всё на задворках: все по красной дорожке шагают, а поэты-песенники – всё как-то через сени. А народ-то поёт словами этих самых поэтов-песенников.

Кажется бесспорным – или всё-таки нет? Мы задали нескольким действующим поэтам разных поколений и направлений три вопроса:

  • Считаете ли вы поэтов-песенников своими собратьями по перу? Или всё-таки у них другая специальность?
  • Есть ли у вас опыт написания текстов песен на уже существующую музыку?
  • Готовы ли участвовать сами в таком конкурсе (или войти в жюри)?


Максим Амелин (поэт, переводчик, издатель)

1. Написание песенного текста — занятие прикладное, к поэзии в чистом виде оно не имеет прямого отношения, но имеет отношение к стихотворческому мастерству как основе производства хоть высокопоэтических текстов, хоть песенных. В принципе настоящие поэты вполне могут производить песенные тексты в качестве ширпотреба.

Один из самых сложных поэтов испанского барокко Луис де Гонгора-и-Арготе, например, в свободное от "гонгоризма" время писал романсы, которые в Испании поются народом до сих пор.

Общий упадок стихотворческого мастерства, наблюдаемый сейчас, и отсутствие запроса на внятный и запоминающийся песенный текст сделали свое дело. Именно поэтому

советская песня продолжает жить и бесконечно исполняться, а современные песни исчезают как пузыри на лужах после дождя.

"Старые мастера" песенных текстов, такие как Михаил Исаковский, Леонид Дербенёв, Евгений Долматовский, Михаил Танич и многие другие, безупречно владели мастерством. Как раз-то хорошо видно, что они как будто разным делом занимались не с "чистыми" поэтами, а с нынешними "текстовиками".

2. Песня – продукт сотрудничества поэта-песенника и композитора, иногда совмещающихся в одном лице. Текст всё-таки должен быть первичен, и совсем не обязательно, чтобы он писался "на рыбу". Я не писал песен – не было такой надобности, но перевел несколько таким образом, чтобы их можно было спеть по-русски на ту же мелодию. И даже теорию этого дела немного разрабатывал в своих эссе и статьях.

3. В конкурсах я никогда не участвую.

Алексей Сальников (поэт, прозаик)

Поэты-песенники во многом определили любовь к стихам у многих авторов, пусть сами авторы это и отрицают. Цитатами из песен люди пользуются едва ли не чаще, чем цитируют стихи. Конечно, песня – это один из видов синтетического искусства. Причем прекрасный вид.

Стихов на музыку не писал.

Готов поучаствовать.

Дмитрий Данилов (поэт, прозаик, драматург)

Считаешь ли ты поэтов-песенников своими собратьями по перу? Или всё-таки у них другая специальность?

Думаю, это всё же другая специальность. Чаще всего тексты даже очень крутых песен в виде просто стихов выглядят довольно бледно. Хотя, наверное, бывают и исключения, но вот так с ходу я не могу ничего подобного припомнить. Правда, есть ещё случаи, когда текст пишется именно как стихи, и потом к нему пишется музыка (например, песни Леонида Фёдорова на стихи Введенского). Это надо уже как-то отдельно рассматривать, не как тексты песни, а как просто стихи.

Есть ли у тебя опыт написания текстов песен на уже существующую музыку?

Нет.

Готов ли участвовать сам в таком конкурсе?

Нет, ввиду отсутствия предмета участия)

Данил Файзов (поэт, продюсер, издатель)

Поэты-песенники — это всё-таки отдельный своеобразный жанр. Даже яркие авторы текстов для музыки, написанные специальным образом, Добронравов и так далее, не являются, на мой субъективный взгляд, моими коллегами по одной простой причине.

Онтологически само по себе стихотворение в нынешнее время, я не говорю о самом-самом раннем времени возникновения поэзии как таковой, предполагает отдельные задачи. Если упрощённо — постановка вопросов мирозданию. А тексты для музыкального исполнения предполагают другие задачи — их многократное тиражирование.

И это добавляет тексту, который ложится в основу песни, ряд дополнительных установок. Первое — безусловную понятность. Второе — возможность его повторять. Само слово «припев» об этом прямо говорит. И это разнится с тем, чем занимается современная поэзия.

Отдельно надо сказать об оригинальных стихах, ставших песнями текстов, достаточно назвать потрясающее стихотворение Исаковского «Враги сожгли родную хату», ставшее текстовой основой не менее потрясающей песни Марка Бернеса (слышали бы, как её хором пели в застольях Михаил Айзенберг, Лев Рубинштейн, Бахыт Кенжеев!). Но это изначально не текст песни, а стихотворение, которое стало благодаря и музыкальной обработке, и социокультурной ситуации уникальным событием.

Я не имею, к сожалению, опыта написания песенных текстов, хотя есть несколько проектов, которые мне предлагались, и они, скажем так, в рабочем состоянии. Мы думаем об этом. Но это не написание специальных текстов для песен, а наоборот, работа с уже существующими готовыми текстами и попытка их аранжировки.

Наверное, я мог бы написать текст песни на заказ, это не самая большая проблема. Но это всё-таки разные специальности.

Отмечу, что это касается даже не только тех поэтов-песенников, которые являются знаменитыми ещё с советских времён — Танич или кто-то ещё из представителей эстрады. Но и тех, на чьих текстах я вырастал, т.е. так называемой рок-поэзии. Большинство текстов (оставлю за скобками Егора Летова, также уникального поэта) обладают рядом поэтических достоинств, но не являются именно поэтическими текстами, а являются текстами для музыки.

Сравнивать тексты песен и собственно стихи — довольно большое заблуждение. Это смежные жанры. С поэтами-песенниками мы можем быть кузенами, но близкими родственниками, братьями, мы не являемся. Не потому, что они чем-то плохи. А потому, что это совсем другая профессия.

Дана Курская (поэт, издатель)

Считаете ли вы поэтов-песенников своими собратьями по перу? Или всё-таки у них другая специальность?

Поэты-песенники и просто поэты, на мой взгляд, — творцы с разными группами крови. Вроде природа одна, но содержание и форма — разные. Поэты, пишущие тексты для песен, как бы скованы рамками музыки. Именно она задаёт ритмический рисунок, прежде всего. Поэты, пишущие для песен, чаще всего вынуждены работать "на слушателя" — их тексты должны априори понравиться народу и легко петься, оставаясь на слуху. В этом залог успеха песни. У поэтов всё обстоит иначе, они пишут для себя.

Есть ли у вас опыт написания текстов песен на уже существующую музыку?

Да, опыт был, когда нуждалась в небольшом, но быстром заработке. Вроде всё получилось и все остались довольны, но я лишний раз убедилась — ну не моё это. Мучительно дело шло. Зато на мои стихи, уже готовые, музыку пишут часто. Звучит отлично.

Готовы ли участвовать сами в таком конкурсе (или войти в жюри)?

Сама я давно в конкурсах не участвую, а чтобы оказаться в жюри такого конкурса, надо быть как раз поэтом-песенником. Я просто обычный поэт.


Стефания Данилова (поэт, культуртрегер)

Считаете ли вы поэтов-песенников своими собратьями по перу? Или всё-таки у них другая специальность?

А где она, граница, водораздел, стихотворения и песенного текста? И есть ли таковые вообще? Сейчас все кому не лень — поэты-песенники, поскольку обрабатывают тексты в нейросети Suno, и та исполняет в любой желанной аранжировке.

Кто-то может возразить, что, например, тексты условного Авалиани или Пригова никак не спеть. А мне кажется, что возможно всё. Другой вопрос, что сложно спеть верлибр в духе русской народной песни, но ни поэзия, ни музыка в узости палитры не замечены.

Думаю, дело еще в оптике языка. Сейчас мы говорим "трек" чаще, чем "песня". Слово "песня" отдает исконно-русским, родным.

Нейросеть не может делать песни, как по мне. Она делает треки. Музыкальные дорожки.

Способен ли слушатель пройти по ним к настоящему катарсису, перерождению — не знаю, слишком мало пространства для размышления в синхроническом аспекте.

К словам Шаганова о красной дорожке и задворках с сенями — мне кажется, подкрадывается "время сеней". Тихая лирика нового времени. Сегодня совсем другие методики продвижения, выложил "на все площадки" - и можешь попасть в эфир к любому, кому нужна именно твоя волна. Я считаю собратами тех, с кем мы смотрим в одну сторону - эстетически, ценностно. Мне люб и Грушинский фестиваль, и фестиваль "Покровский собор", и слёты вроде КСП, и ребята из лейбла "Euterpe", где в основном молодые поэты поют на свои и чужие стихи.

Есть ли у вас опыт написания текстов песен на уже существующую музыку?

Сложно найти как миллениала, который бы не баловался записыванием мелодекламации под Эйнауди или "Реквием по мечте", так и зумера, чьи стихи бы не спела нейросеть.

Чаще бывает так, что на мои стихи пишут музыку. Стихи уложить в какие-то рамки, под заказ или заданность, мне сложно. Думаю, это особый дар, и кому-то он дан, а мне суждено другое.

Готовы ли участвовать сам в таком конкурсе (или войти в жюри)?

А почему нет. Я воспринимаю любой конкурс не иначе как коммуникативную площадку. Это будет опыт. Наверное, лучше в жюри, потому что больше возможности созерцать.

Ростислав Амелин (поэт, музыкант, библиотекарь)

Не мне рассказывать, что в истории поэзии песня прочно укоренена. Но как с ней быть в современности, когда поэзия и песня очень разошлись в содержательном плане?

Сказать точно, каково будущее этого явления, трудно, поскольку сама поэзия и само существование даже авторской песенной традиции в условии появления нейросетей и всего остального не представляется возможным. Однако в своей практике я решаю эту проблему

Есть то, что прекрасно как стихи. Есть то, что прекрасно как песни. Это разные формы прекрасного. И если вдохновение присылает прекрасную идею в виде песни, музыка рождается одновременно со словами.

Попытки специально написать слова на музыку или музыку на слова регулярно происходят и в моей практике, и в мире, и в истории. Это прекрасный способ донести поэзию или музыку, когда нечто одно тянет за собой другое. Например, музыка тянет за собой текст. Или текст позволяет раскрыть какую-то музыкальную грань смысла.

У меня были и есть песни, однако сейчас я сконцентрирован на создании некого компромисса между глубокой поэзией смыслов и музыкой, песнями, создавая такие вещи, как опера.

"Опера" понимается не в итальянском, а в каком-то даже литургическом смысле. Подразумевается не просто набор арий с каким-то водевильным сюжетом, а мистериальный тип, когда поэзия так же серьезно нагружена в смысловом плане, как и простая при этом музыка.

Я не считаю это чем-то новым, это вполне традиционный отсыл к религиозной музыке, которая пронизана глубокой поэзией. Это касается и древних эпосов, которые раньше просто не исполнялись и даже не запоминались без музыки.

Дальнейшие перспективы этого формата я вижу как огромные. Потому что на их основе можно создавать и виртуальные голографические вселенные, игровые или 3D, да какие угодно. Это касается и мультипликации, и кино, где все такие практики могут в высшей степени пригодиться и, возможно, дать какой-то толчок развитию сериалов и кино. В этом плане, считаю, и песенный формат тоже очень важен, именно в плане развития кино, поскольку кино является, наверное, одним из наиболее мощных медиумов. Имеющих масштабный, эпический формат. Его нельзя назвать "песней", хотя, например, главы поэм Гомера называются "песнями".

Значит, в каком-то смысле песнями эпическое повествование тоже назвать можно. И поэтому, если ты говоришь, что ты поэт-песенник, можно, например, подразумевать под этим не что-то тривиальное, а нечто эпическое. Ты занимаешься созданием песен — a песнь складывается за песнью, образуя нечто философское, сложное, наполненное богатством языка и при этом создающее музыку, которая, безусловно, может быть организована как угодно сложно.


ОТ РЕДАКЦИИ:

Узнав от Стефании Даниловой о нейросети SUNO, мы не отказали себе в любопытстве ее немедленно протестировать. Результат, как говорится, превзошел самые смелые ожидания. По короткому промпту slow blues about a smart weasel нейросеть за несколько секунд сгенерировала не просто складный текст песни о хитроумном зверьке ласке, а полноценный аудиотрек, в котором этот текст спет приятным мужским голосом в виде песни со всем необходимым - куплетами, припевом и проигрышем.

Им можно насладиться здесь.

Надо признать, что трек вышел вполне безликим и незапоминающимся. Но, с другой стороны, он же и должен быть именно таким, чтобы соответствовать функции одноразовой музыкальной подложки для какой-нибудь презентации, слайд-шоу и т.д.

Можно сказать, что ИИ отбирает хлеб не у представителей искусства - иллюстраторов, переводчиков, или, как в данном случае, у поэтов-песенников; а у ремесленников, подвизающихся в этих искусствах. Предоставляя им избрать для заработка другую профессию и оставив искусство тем, кто действительно не может без него жить. Ну, в теории.