ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Книжная индустрия живет, развивается и успешно преодолевает трудности, чему доказательство — эта выставка»

Возможно ли падение цен на книги? РКС совместно с Минцифры РФ провели традиционную отраслевую конференцию «Книжный рынок России 2025» на ММКЯ

На ММКЯ прошла отраслевая конференция «Книжный рынок России 2025» / Сергей Михеев/РГ
На ММКЯ прошла отраслевая конференция «Книжный рынок России 2025» / Сергей Михеев/РГ

Текст: Андрей Васянин

«Книжная индустрия живет, развивается и успешно преодолевает трудности, чему доказательство — эта выставка», — такими словами открыл конференцию Владимир Григорьев, директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России. Заседание с участием представителей разных сфер отечественной книжной индустрии проходило на Главной сцене ярмарки и рассматривало проблемы книгоиздания, перспективы развития отрасли, словом, всего, что касается поддержки литературного процесса в Российской Федерации.

Традиционно открывающий конференцию доклад гендиректором издательства ЭКСМО Евгения Капьева был сдержанно -оптимистичным.

Число выпущенных издательствами названий книг и брошюр в 2024 выросло по сравнению с 2023 на 7,2%, совокупный тираж увеличился более чем на 10% — но при этом на 3 процента упали продажи бумажных книг и продажи через интернет.

Продажи через маркетплейсы растут более чем высокими темпами – за год рост составил 35 %, сейчас маркетплейсы занимают уже 57% рынка. Это, конечно, хорошо влияет на рынок в целом, но, с другой стороны, последний начинает сильно зависеть от активности маркетплейсов. Если у них техпроблемы, например, с логистикой или с чем-то еще, то рынок теряет устойчивость.

Еще один момент: половина продаж приходится на книги от 500 до 1000 рублей и активно растет спрос на издания от полутора тысяч рублей и выше. Читатель, по словам Капьева, сейчас хочет чего-то необычного, хочет яркой подачи, нестандартного оформления. Тот же том «Ониксового шторма» Ребекки Ярос, лидер продаж, представляет собой образец полиграфического исполнения.

Активнее всего растут продажи художественной, прикладной и детской литературы (а в прошлом году тот же докладчик сетовал, что продажи «детства» —профессиональный слэнг – падают).

«В центре внимания россиян сегодня – осмысление религиозных вопросов, философия, духовное развитие, самопознание», — зачитал текст со слайда гендиректор «Эксмо», посчитавший нужным в оценке списка чемпионов продаж остановиться на тенденции роста духовной литературы. В топ-50 впервые вошли несколько наименований книг, связанных с религией и верой.

А еще, по словам Капьева, в составе топ-50 в последние годы растет доля отечественных авторов – и по итогам прошлого года они занимают практически половину «хит-парада»...

Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей, умеренного оптимизма предыдущего оратора не разделила.

По ее данным в главных показателях – экземплярных продажах – рынок просел. Оборот по итогам прошлого года упал на 1.6 %, в экземплярах на 9.9%. А за последние 5 лет офлайн продажи сократились и вовсе на 29%. И, по словам Зориной, те самые цифры «от 500 до 1000» — результат роста цен: только за первое полугодие они выросли на 12,3%.

— Приходят покупатели, смотрят новинки, листают книги и уходят без покупок, — сетовала Светлана Юрьевна. —Книжные магазины продолжают оставаться лишь красивой витриной.

Но и в этой витрине, по словам президента Ассоциации, все не так уж и красиво: самих книг в торговых залах книжных магазинов сегодня чуть больше половины, остальное сопутствующие товары – "канцелярка", так называемый «бумбел» (часть канцелярских товаров, что изготавливается из бумаги высокого качества: сама бумага, а также ежедневники, скетчбуки и т.д.), игрушки...

Члены Ассоциации книгораспространителей видят выход в льготных программах аренды на государственных и муниципальных площадях. Это, по мнению Зориной, может стать важным фактором в стабилизации положения розницы.

Александр Брычкин на примере возглавляемой им сети «Читай-город – Буквоед» на отраслевых конференциях всегда показывает, как надо справляться с текущими трудностями. Выведя на экран рабочие слайды, он признал, что да, за год закрыто 42 магазина сети, но открыто 11 (из них 4 – в прошедшем августе), еще 6 «ребрендировано». И при этом среднемесячный оборот в магазинах нового формата уже выше, чем в закрытых, средний чек там вырос на 138%. Как пример нового подхода к книжной торговле Брычкин указал на магазин в ТРК «Казань-кольцо» («атмосферный, интерьерный, с красивым видом на город»), а как пример результатов нового подхода — выдающиеся результаты магазина сети в Петропавловске-Камчатском, разместившимся в небольшом локальном ТЦ. Его выручка в некоторые дни доходила до сотен тысяч рублей...

«Мы закрываемся там, где кончается клиент, где нет читателя, и открываемся там, где он появляется».

У маркетплейсов читатель есть всегда, и он продолжает прибывать.

Пришедшие на конференцию руководитель направления «Книги и товары для дома» Ozon.ru Ирина Лихонкина и Алексей Кузьменко, руководитель книжной категории в интернет-магазине Wildberries поделились результатами работы за отчётный период и видением перспектив.

Цифры интернет-платформ, как всегда, впечатлили, подтверждая данные предыдущих ораторов. Выручка в Wildberries поднялась на 30%, рост продаж составил 15%, поставщиков стало больше на 11500. По словам представителя маркетплейса, есть издательства, которые несут книги сразу к ним, минуя обычные магазины. Рост цен сдерживается программами лояльности и, как уверял Кузьменко, эти программы будут только совершенствоваться.

Как и технологии цифровой литературы, рынок которой поднялся на 21 процент, как сообщил в своем выступлении «Итоги и тенденции рынка цифровой книги в России» Сергей Анурьев, гендиректор компании «Литрес». В топах продаж тут эзотерика и классика, в том числе в аудиоформате, в последнее время бурно растущем.

«Разве есть сегодня в печатном деле прорывные технологии, которые можно приобрести?» — такой вопрос задал Владимир Григорьев гендиректору АО «Первая образцовая типография» Игорю Полтавцеву, говорившему в своем выступлении о том, что прибывающее в типографии оборудование всегда совершеннее того на котором человек работает уже несколько лет.

Специалист, традиционно участвующий в отраслевых конференциях, как безусловный эксперт в типографских технологиях и экономике печатного дела, уточнил, что речь идет о замене совсем устаревшего оборудования «нулевых» годов. Но на новые мощности не хватает специалистов-печатников.

По прогнозам Полтавцева цены на книги будут, по его словам «неохотно снижаться» — потому что не растут цены на бумагу, которой сегодня затоварены склады комбинатов.

Но стабильность цен, в свою очередь, вызовет дефицит тех самых квалифицированных кадров, труд которых надо должным образом оплачивать...

Как говорил во вступительном слове Владимир Григорьев, отрасль сегодня сталкивается со множеством вызовов, и производственных и законодательных. Но в розданном участникам конференции отраслевом докладе «Книжный рынок России», говорится о том, что за последние годы книжная индустрия показала высокую степень саморегуляции и социальной ответственности. Так что есть надежда...