
Текст: Светлана Мазурова
В Пскове начался Всероссийский фестиваль спектаклей для самых маленьких «Кроха-фест». Проводит его Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина — филиал Национального драматического театра России (Александринского театра). Зрители увидят отобранные экспертами 12 бэби-постановок из девяти регионов.
Челябинский Молодежный театр привез спектакль режиссера Александра Малышева «Вишневый садик» по произведению Антона Чехова. Адресован он крохам от 1 года до 3 лет, и как говорят создатели, «мы с нетерпением ждем маленьких зрителей, ведь, по словам главной героини Любови Раневской, «если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад!». В театре считают, что это прекрасная возможность для первого знакомства малыша с театральным искусством. Актеры, декорации, свет, музыка…

Выдающийся советский режиссер Театра кукол Сергей Образцов не советовал приходить в театр с детьми младше пяти лет. Но во всем мире уже несколько лет бурно развивается бэби-театр – для зрителей ноль плюс. Обычно мы ведем своих малышей в театр на сказку: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок»… Неожиданно было увидеть в программе не эти названия, а произведение Чехова, которое еще называют «притчей о России». Знаменитая пьеса «Вишневый сад» начинается в «комнате, которая до сих пор называется детскою». «За окном утренник», а на дворе май и цветут вишни. Только представьте, как это здорово: первый выход ребенка в театр – и сразу русская классика!
Действующие лица – дачники. Спектакль идет без слов. Только вначале нам объявляют: это Любовь Андреевна, Аня, Варя…
На столе – красивый дом. Тут и маленькое пианино, лошадка-качалка. И сад, где цветут вишни. И будет поезд, который побежит по рельсам. Художник Мария Гладких придумала изумительную сценографию и костюмы.
Звучит дивная музыка – нежная, лирическая. За это отвечает Кирилл Миллер.
Вы сочинили эту музыку? Как она рождалась? – спросила его после спектакля.
- Сочинил? Не люблю таких громких слов. Нашлось… Как? В творческом хаосе. Бессонные ночи, как обычно. Режиссер сказал, что будет классно, если поставим маленькое (игрушечное) детское пианино. Нашли такое и оттолкнулись от этого. Также мне помогала замечательная скрипачка. Еще звучат фортепиано, контрабас. Колокольчики…
Малыши живо реагируют: радостно смеются, хлопают в ладоши. Встают со своих подушечек, разложенных на полу, и смело идут к артистам.

Как рождался спектакль? Обращаюсь к актерам (режиссер не приехал на фестиваль).
- В удовольствии, счастье, взаимопонимании, – рассказывают Ольга Завьялкова (у нее собирательная роль: Аня, Варя, Дуняша, Шарлотта) и Светлана Худякова (Любовь Андреевна). – Режиссер (он из актеров-кукольников) заражал нас своими идеями. На репетиции приходил с книгой. Мы все очень тепло взаимодействовали. Саша обратил внимание, что пьеса Чехова начинается с детской комнаты. Его озарило – вот про что надо поставить! Воспоминания, ностальгия… Все начинается в детстве. Любовь Андреевна здесь маленькая бегала, выросла, это ее дом. Отсюда выпорхнула. А жизнь продолжается. Другие дети тут сегодня бегают, играют, подрастают…
Бэби-спектакли – они чуткие, тактильные. Мы все время в общении с маленькими зрителями. А они могут и заплакать, закричать, залезть на стол, схватить реквизит… Но мы не развлекаем их, это не аниматорская работа, а знакомим с настоящим искусством: ведь они впервые пришли в театр. Посмотри, какой красивый у нас дом, какой сад! С душой занималась декорациями наш художник.
Показ «Вишневого садика» рассчитан всего на 12 маленьких зрителей – действие происходит в небольшом зале.
Это первый выезд спектакля из родного дома на гастроли.








