ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пароль: ОБЭРИУ

В Петербурге приглашают в гости к Хармсу и Введенскому

Новый музей задуман не как мемориальная квартира поэта Введенского, но как пространство памяти всего содружества ОБЭРИУ. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ
Новый музей задуман не как мемориальная квартира поэта Введенского, но как пространство памяти всего содружества ОБЭРИУ. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ

Текст: Евгений Авраменко/РГ

Великолепный интерьер старинной петербургской квартиры: лепнина, камины, высокие окна. Правда, интерьер этот специально не обжит: обои не поклеены, а стены не покрашены и расчищены до бетона и местами даже до дранки. Минимум мебели. В ванне плавают большие рыбы. А в дивной комнате неправильной формы только один экспонат: записка Александра Введенского семье - вероятно, последний текст большого поэта.

В центре Петербурга, на Петроградской стороне (Съезжинская, 37), открылся музей ОБЭРИУ. Группа ленинградских поэтов и писателей, назвавшая себя почти сто лет назад "Объединением реального искусства", сделала огромное дело: обновила русскую словесность, предвосхитила очень многое в искусстве.

Но советский читатель об этом узнал гораздо позже: самые значительные произведения ОБЭРИУтов были опубликованы посмертно. Их наследие оказалось на волне интереса уже в перестройку. Исключение - довоенные стихи Александра Введенского, Даниила Хармса или Николая Олейникова, сочиненные для детских журналов. Для поэтов это был заработок, а свои "серьезные" стихи они писали в стол.

При том, что сегодня интерес к творчеству участников ОБЭРИУ - и их круга - очень сильный, не скажешь, что они вписаны в музейную карту города. Что в Петербурге создано какое-то их "место памяти". Исправить это решил новый музей. Его площадкой стала квартира, где когда-то жила семья Введенского. Эта квартира выкуплена у прежних владельцев, двоих собственников.

- С Андреем Гнатюком, основателем и директором музея, мы давно увлекаемся ОБЭРИУ: он больше Хармсом, я - Введенским, - рассказала "РГ" Юлия Сенина, куратор музея. - Рассмотрев разные места, связанные с ОБЭРИУ, например, где жил Хармс или Липавский, мы поняли, что квартира Введенских лучше всего подходит для музея. Она сохранилась в наиболее подлинном виде. Здесь не было капитального ремонта, который стер бы следы присутствия наших героев, квартира считалась аварийной, и в нее не вкладывались. Но это и спасло ее уникальное пространство.

Ближайшие три месяца квартира будет действовать как экспозиционное пространство, здесь открыта выставка "Комнаты ОБЭРИУ", составленная из семи частных коллекций. / Предоставлено музеем ОБЭРИУ

Когда-то квартира полностью принадлежала Введенским. В конце 1920-х их уплотнили, и она стала коммуналкой. Поэт Александр Введенский жил здесь до 1936 года, то есть до того, как переехал в Харьков. Последний из семьи Введенских здесь перестал жить в 1948 году: это Александр Левитан, муж сестры поэта Евгении Ивановны, умершей в 1946-м от последствий блокады.

А. Введенский

До недавнего времени это пространство было обычной питерской коммуналкой. Квартиру приватизировали лишь в 2017 году. Как архитектурное пространство сейчас она представлена в максимально подлинном, "расчищенном" виде, где нет ничего лишнего. Но тем сильней видны следы присутствия прежней жизни. Так, при реставрации удалось обнаружить карандашные отметки роста кого-то из детей Введенских.

- Нам нравится это состояние аутентичности, - рассказала Юлия Сенина. - На голой стене вы можете увидеть оставленный нами фрагмент подлинных обоев 1930-х годов. И этот клочок, на мой взгляд, действует на зрителя гораздо сильнее, чем если бы мы напечатали обои по этому образцу и обклеили стены. Нам не хотелось уходить в реконструкцию, создавать еще один музей быта, наполненный вещами той эпохи, но купленными в комиссионках. В этом не было бы правды.

Новый музей задуман не как мемориальная квартира поэта Введенского, но как пространство памяти всего содружества ОБЭРИУ. Участники его, к слову, часто здесь собирались - приходили к поэту в гости. Ближайшие три месяца квартира будет действовать как экспозиционное пространство, здесь открыта выставка "Комнаты ОБЭРИУ", составленная из семи частных коллекций. В силу исторических обстоятельств многие артефакты, связанные с этим творческим объединением, находятся в разных частных собраниях.

Но и своя коллекция у нового музея есть. В нее входит, например, принадлежавший Введенским шкаф, который уже можно увидеть. Он передан прежними владельцами.

До недавнего времени это пространство было обычной питерской коммуналкой. Квартиру приватизировали лишь в 2017 году. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ

Бриллиантом собственной коллекции можно назвать семейный фотоальбом, который подарил музею племянник поэта, известный пианист Евгений Левитан. Он умер в августе, но в этой квартире, где он родился и прожил первые три года, в связи с открытием музея успел побывать. Также он подарил вазу, которая происходит из этой квартиры. А уже после смерти Евгения Александровича его сын, священник Борис Левитан, передал музею рояль своего отца. Привезенный из Челябинска рояль, как и "многоуважаемый шкаф", уже стоит в этих стенах.

Сейчас каждая комната отведена под экспонаты той или иной коллекции. В гостиной - редкие детские книжки 1920-30-х из собрания Константина Эрнста. В соседней комнате - предметы из коллекции издательства "Вита Нова", включая тот самый чемодан Якова Друскина, в котором он во время блокады вывез из пострадавшего от бомбежки дома архив Даниила Хармса, где были и тексты друга Даниила Ивановича - Введенского.

Одна из комнат названа "кабинетом": здесь находился гинекологический кабинет Евгении Поволоцкой, матери Введенского, которая была уважаемым в Ленинграде гинекологом и принимала на дому. Сейчас здесь закономерно представлены фотографии Евгении Ивановны, а также членов семьи и друзей - все это из коллекции Галеев-Галереи.

При том, что сегодня интерес к творчеству участников ОБЭРИУ - и их круга - очень сильный, не скажешь, что они вписаны в музейную карту Петербурга. Исправить это решил новый музей. Елизавета Боярская в новом пространстве ОБЭРИУ. Фото: Предоставлено музеем ОБЭРИУ

Галеев-Галерея предоставила и карандашную записку Введенского 1941 года, которую ему удалось передать семье, когда его арестовали. Записка висит сейчас в комнате, где жил Введенский. Эта комната необычной формы - неправильной трапеции, сужающейся к одному-единственному окну, и напоминает скорее о сценическом павильоне к какому-то современному спектаклю.

Выставка "Комнаты ОБЭРИУ" - повод для первого знакомства посетителей с этим пространством. Это первый жест нового музея, который еще находится в поиске, в процессе своего формирования. Далее музей будет развивать свою концепцию, искать собственные форматы, экспериментировать. Возможно, это пространство будет использоваться и как место для инсталляций, перфомансов, спектаклей. В перспективе и создание на базе музея исследовательского института, где будут изучать наследие участников ОБЭРИУ.