ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Без Есенина» - «безусловный» спектакль-байопик о ялтинских днях Айседоры Дункан

Рецензия на спектакль Дмитрия Сердюка по пьесе Влада Васюхина: романтическая драма о "последней" любви Айседоры Дункан, которая так и не воплощается на сцене

Взято с официального сайта театра 'Кашемир'
Взято с официального сайта театра 'Кашемир'

Текст: Руслан Манеев

Новый сезон спектакля «Без Есенина» открыл театр «Кашемир» во Дворце на Яузе. Постановка Дмитрия Сердюка по пьесе Влада Васюхина. В главной роли заслуженная артистка Анастасия Светлова.

Неслучившийся курортный роман. Что ожидает зрителя?

«Без Есенина» - история о горьких ялтинских днях балерины мировой славы Айседоры Дункан, в 1923 году жены Есенина. Она ждёт Сергея на южном побережье Крыма, шлёт ему умоляющие письма. Приёмная дочь Ирма и её муж Илья Шнейдер одновременно оберегают героиню от правды и стараются открыть глаза: дальше жить Айседоре придётся без Есенина.

Анастасия Светлова в роли Айседоры Дункан и Дмитрий Миллер в роли Ильи Шнейдера (в альтернативном составе играет Евгений Самарин) Фото: Взято с официального сайта театра "Кашемир"

Сюжет мелодраматичный, а сценическое наполнение лаконичное. Софа длиной с лимузин и паникадило-люстра, да и выдвижной прозрачный короб, изображающий ресторан, - весь предметный мир сцены. Режиссёрская ставка на других важных приёмах: игра с освещением и чередование планов. Комбинация такого рода решений помогает монологам Анастасии Светловой менять регистры, что вкупе с выдающейся игрой актрисы даёт богатые эмоциями эпизоды.

Например, вспоминаются две соседствующие сцены: героиня надрывно поёт стихотворение «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...» в стиле спиричуэла, в то время как сцена постепенно погружается в золотое свечение. Вдруг с грохотом обрывается люстра, - и сразу после идёт спокойный монолог героини, в котором она рассказывает о смерти детей и о том, как нашла в себе силы жить дальше. На сцене такие впечатляющие контрасты будут частыми.

Такой безусловный язык любви. Обязательно стоит пойти на постановку – почему?

«Айседора» – привычное нам звучание этого имени. Однако, в постановке другое произношение: «Изадора» - так героиня называет себя, так к ней обращаются. Такое различие – первый ключ к замыслу спектакля. Не только потому, что именно так её имя произносил Есенин. И прибережём слово «байопик».

Да, Айседора Дункан, мягко говоря, имела мало общего с русским поэтом. Общеизвестные предлагаемые обстоятельства: оба совсем не понимали языки друг друга, между ними была разница в 18 лет. Она считала его гениальным поэтом, воспринимая его стихи на слух, как мелодию.

Главное, героиня - человек из совершенно иной культуры. Что для неё русский поэт Есенин? Но игра чувств не нуждаются в переводе, точно как и гений танца - заявляют создатели постановки.

В спектакле убеждающее изображение безусловности чувств. Как раз чтобы показать близость этой темы к героине, вводится документальный контекст – в этом причина его появления. Приведём высказывание самой балерины, которое и звучит на сцене:

«Танец — не случайное сочетание нескольких искусственных движений. Ходит ли кто-нибудь в жизни на пуантах или поднимает ногу выше головы?! Всё это неестественно и, следовательно, некрасиво и надуманно. Всё зло в условностях, придуманных обществом, в жизни и на сцене»

Хороший драматург – мёртвый драматург. На что обратить внимание при знакомстве со спектаклем?

Замысел самой истории как будто не совсем в тех местах, которые акцентирует и развивает режиссёр. Как это возможно? Из-за явного конфликта пьесы и её прочтения. Конечно, зритель вовсе не обязан знать пьесу, чтобы насладиться постановкой. Однако, осмысление текста, не настоявшегося на сцене, особенно написанного автором, который "и духом, и телом" явится к тебе на спектакль в партер, чревато тем, что пьеса окажется в наименее выгодном для постановки статусе - заложником. Стоит обратить внимание, что режиссёром взят курс на развитие, а не раскрытие истории.

Вся проблема в том, что на сцене явно неоднородное действие. Место лирического очарования, которое так органично для первого часа спектакля, занимает эпическая интонация: рассказ о нескольких днях из жизни танцовщицы продлевается до дня её смерти. От стихотворений, в которых Дункан угадывает, что чувствует к ней Есенин, камера как будто уходит и устанавливает другую перспективу, и вот она уже в окружении девочек-учениц, вечных спутников, ради которых она живёт на самом деле.

Инна Дымская в роли выдуманной журналистки Сони Шварц (в альтернативном составе играет Галина Кашковская) Фото: Взято с официального сайта театра "Кашемир"

Трудно предсказать, останется ли зритель с ощущением дискомфорта или полностью будет захвачен спектаклем и не задаст вопросов. Но нельзя не отметить оригинальность драматургических приёмов отдельно от самой постановки Дмитрия Сердюка. Например, в действие введена фанатка Есенина, журналистка провинциальной газетки. Она не только даёт трибуну главной героине, чтобы та рассказала о себе всё, что нужно знать зрителю в рамках интервью. Журналистка знает какие угодно языки, но только не язык, на котором говорит, чувствует и танцует Айседора. Поэтому героиня входит в конфликт: Сергея Есенина нужно уберечь от влияния развратной балерины! Эта прямо-таки селективная любовь, которая только маскируется под народное признание, и сочетает в себе и ревность, и зависть, чувство собственничества, желая отвести поэту какую-либо значимую для общества роль. Сцена яркая, но в постановке нового сезона как бы мелькающая, обнажающая функциональность выдуманной героини. Жаль, потому что такой персонаж вовсе может быть самым современным в постановке.


По всей видимости, театральная постановка «Без Есенина» - это успех и режиссёра, и автора, и артистов. Нюанс с жанровым определением и сочетанием двух параллельных тем является ни минусом, ни плюсом, а только отсылает к узким вопросам современного авторства. Всё-таки современная пьеса отличается от классической тем, что ещё не вошла в сознание зрителя и поэтому логичнее идти вослед за высказыванием автора пьесы, нежели варьировать основную тему произведения. Как бы то ни было, «Без Есенина» - впечатляющая мелодраматичная история, которая отлично впишется не только в предпраздничный вечер.