САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

4 совета, как писать о любви

На ярмарке Нон/Фикшн-2017 писатель Мария Степнова прочитала лекцию «Как правильно писать о любви»

Нонфикшн-новости-Степнова
Нонфикшн-новости-Степнова

Текст и фото: Альбина Драган

О любви написано столько всего, что сложнее перечислить книги, где любви между персонажами нет. «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Мертвые души» Николая Гоголя, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Можно напрячь мышление и от силы назвать еще десяток.

Все романы действительно о любви, а великие романы так и вовсе включают в себя несколько любовных линий, где переживания героев описаны с пугающим психологизмом. Такой текст читатель пропускает через сердце. Ведь любовь универсальное понятие, и она делает нас людьми в планетарном масштабе.

Мы упиваемся эмоциями героев, проецируем их сложные ситуация на себя. «В книжной любви есть все то, на что мы не осмеливаемся в реальной жизни, — говорит Степнова. — Почему великие романы о любви так отравляюще действуют на читательские души? Потому что мы хотим, чтобы кто-то удавился под нашим окном на осине, не получив поцелуя. Мы хотим страдать, хотим великих страстей, чтобы кто-то сходил с ума из-за нас. Но мы бы не хотели, чтобы это было в действительности, потому что разрушило бы нашу земную жизнь. В романах все действует безотказно».

Любовь в романах часто приводит к катастрофам, как в «Анне Карениной», она запретна, как в «Лолите». Трагедией может обернуться и счастливая любовь, как в «Старосветских помещиках» Гоголя. Без смерти Пульхерии Ивановны это была бы просто сказка о двух неопрятных старичках, которые все время едят.

Совет 1. «Перед героями должны стоять непреодолимые препятствия»

Это барьеры, которые писатель ставит перед героями. Это могут быть конфликты между мужчиной и женщиной, человеком и родиной, материнской любовью к детям.

Совет 2. «Писать о сексе фантастически сложно, и лучше этого без надобности не делать»

Лучше избегать этих сцен, чтобы не опошлять свое произведение. Показать любовь можно и без сцен секса. Дело в том, что для этого нет языка. Есть язык анатомический, есть условный язык иносказаний, но это еще смешнее.

Совет 3. «Не обязательно изображать влюбленность словами. Можно передать чувство жестами»

Чем отличаются молодожены от пары, которая в браке 20 лет? Правильно, поведением. Если молодые вечно тискают друг друга, то озабоченные бытом муж и жена ведут себя гораздо спокойнее.

Совет 4. «Темперамент героев не меняется»

Чего не учитывают молодые писатели, так это темперамент. Если герой по натуре холерик, то покорно сносить обиды он точно не будет. И уж совсем не будет петь серенады под окном, если он флегматичный хирург.

Дальше Степнова предложила публике подумать над современной историей любви, чем зал с удовольствием и занялся. Однозначно решительно определил, что это будет любовная история между мужчиной и женщиной. В качестве препятствий решили сделать ставку на возраст и социальное положение. Причем женщина должна быть непременно старше, лет на 9—10. А он — терзаться чувством вины.

В итоге коллективный разум намудрил следующую историю любви:

Ему 29 лет, ей — 38. Он хирург, который лечит ее больного пятилетнего сына. Между ними вспыхивает чувство, но тут врач допускает ошибку — и сын умирает. Героине надо перешагнуть через смерть собственного сына, чтобы вновь возродить угасшее чувство.

Каждый из присутствующих понял, что писать про любовь — только кажется просто, а вот придумать такую историю, чтобы в нее поверили, гораздо труднее.