Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Посетителям выставки в пермском «Музее советского наива», посвященной культовому самодеятельному поэту и «наивному» художнику, предложен бонус — книга «Б.У.Кашкин (1938–2005). Жизнь и творчество уральского панк-скомороха». Изданное коллекционным тиражом в Екатеринбурге, на сегодня это максимально полное собрание текстов «народного дворника» и заодно первопроходца стрит-арта.
Весною исполнилось десять лет со дня смерти Евгения Михайловича Малахина, ставшего известным как Старик Б.У. («бывший в употреблении». — Прим. ред.) Кашкин. К этому поводу и приурочен выход книги в свет (в Екатеринбурге) и выставка-«трибьют» «...И жизнь прожил, и жив ишшо»; до Перми она демонстрировалась на 3-й Уральской биеннале современного искусства.
«Он был фотографом-абстракционистом, поэтом-концептуалистом и художником-перформансистом, варил фотонегативы, резал из дерева супрематические иконы, выпускал самиздатовские книжки, изобретал музыкальные инструменты, раскрашивал помойки, перебаламутил умы нескольких поколений и стал живой достопримечательностью Екатеринбурга. Однако сегодня произведения Б.У.Кашкина раздарены случайным прохожим, уличные росписи стерлись, а разрозненные архивы мало кому известны. Чтобы компенсировать эту несправедливость, мы собрали его наследие в один том»… — говорится в аннотации. Том в мягкой обложке получился очень увесистым — более 600 страниц (составитель — художник Александр Шабуров, известный по нашумевшей группе «Синие носы»).
Литературное наследие Старика Букашкина — это стихотворные тексты, напоминающие футуристов и обэриутов, пародии, даже… «сонеты». Как стихотворцу ему был свойственен иронический взгляд на мир — не удалось обнаружить у Букашкина ни одного текста в сумрачных тонах. И философской проблематикой он тоже задавался с юмором. Неунывающий дед выпускал свои опусы в свет в самодельных книжечках системы «Самиздат». Ни на одно официальное издательство при жизни автора в советский период они, несмотря на шуточные мотивы, не потянули.
А ещё одностишия, афоризмы (наиболее известное: «Человек - это звучит Г.»), притчеобразная проза («Мифы о Добром и Злом», 1989), девизы к пародиям на антиалкогольные плакаты («Алкоголики всех стран, Как вам плохо по утрам!») и другие элементы визуальной поэзии. А едва на склоне лет Букашкин обзавелся первым мобильным телефоном, он начал рифмовать в sms, и с энтузиазмом совершенствовался в этом жанре.
Из воспоминаний екатеринбургского фотографа Эдуарда Поленца:
«...Букашкин научился их не просто набирать, а складывать в столбики. Причем высчитывал, сколько на экране какого телефона помещается знаков! Уверяя, что это новый вид поэзии. Потом проверял, как там строчки легли, все ли так, как он планировал... — это был цирк, конечно! И меня заставлял отвечать тем же».
В томе также содержатся интервью Букашкина и воспоминания о нем.
...В «прошлой жизни», до ухода в контркультуру, Евгений Малахин был высококвалифицированным инженером, осуществлявшим надзор над энергетическим оборудованием; на прежнем месте работы его по сей день вспоминают добрым словом. С черно-белых фотопортретов того времени смотрит солидный мужчина, окладистой бородой и пристальным взглядом напоминающий моряка. Ничто в нем не выдает, что он бросит работу, в которой вполне состоялся, уйдет в дворники, начнет писать стишки, устраивать выходки, которые сегодня назвали бы перформансами, тусоваться с рок-музыкантами...
— Что привело к этому?! — рассуждает куратор художественных проектов Владимир Селезнев (Екатеринбург). — Конечно, повлияли и перемены, произошедшие в стране: перестройка и все, что пришло с нею. Появилась свобода творчества и самовыражения, стало можно больше говорить и делать, вести себя отлично от общепринятого, и это уже не встречало всеобщего неприятия.
Книга, изданная Уральским филиалом Государственного центра современного искусства, может считаться библиографической редкостью — тираж 500 экземпляров. В Перми ее можно найти только в «Музее советского наива» (Комсомольский проспект, 1), где можно посещать «трибьют» Букашкину до начала ноября; вход свободный.
Из творчества Старика Б.У.Кашкина:
Клянусь! (из клятвы)
Не зря, клянусь, я одобряю
Всех Пленумов ЦК решенья,
Себя я ими ободряю на но…
На новые свершенья.
Я одобряю Пленум в январе,
Я одобряю Пленум в феврале,
И в марте одобряю тоже,
В апреле, мае?!. Да, похоже!
Июнь, июль… Ну что ж, не без того.
И в августе, и в сентябре… Ого!
А также в сентябре и ноябре,
Ну и, само собою, в декабре!
Решенья все, конечно, хороши, -
Я буду выполнять их от души!
1983Голоег
Да, дорога не близка плюс не скоротечна, плюс есть запрет на движение в обратном направлении… Схватись за что-нибудь, специалист по разведке полезных ископаемых!
Не расслабляйся, специалист, ибо, товарищ, ты являешься близким родственником (по общим отцу и матери или по одному из них) потоку воздуха определённой силы и дневному светилу!..
(Н. Добронравов.
...А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть назад,
Держись, геолог, крепись, геолог,
Ты ветра и солнца брат!..)
1987
Зря видно, рёк колонизатор:
«Пришёл, увидел, победил!»
Гай Цезарь, римский император, -
Он многих в саван обрядил...
Наш Цезарь Солодарь советский
Не зря сказал: «Нам нужен мир,
Любить, смеяться чтоб по-детски
И песни чтоб сложить про мир!..»
И я не зря скажу, ребята:
Долой проклятых супостатов,
Всем миром двинем в храмы муз –
Балет, комедию и ТЮЗ.
Долой театр военных действий,
Да здравствует от муз воздействий!
Примечание:
Давайте выйдем из квартир
В стрелковый безобидный тир!
1986
Ссылки по теме:
В Перми решили читать Пригова — ГодЛитературы.РФ, 10.06.2015
Рука поэта — ГодЛитературы.РФ, 12.10.2015
Дом Вадима Сидура снова собирает друзей — ГодЛитературы.РФ, 12.10.2015
Поэтические «пирожки», «порошки» и «таблетки» — ГодЛитературы.РФ, 11.09.2015
Сайт по теме: