САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Рука поэта

Литмузей и Роспечать приглашают современных поэтов делать рукописные книги и присылать их для вечного хранения и для продажи с аукциона

Текст: Анастасия Скорондаева/РГ, Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: Олеся Курпяева/РГ

Александр Пушкин в свое время отчеканил: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…». Под «рукописью» он, очевидно, понимал тогда авторские права на текст; а можно ли в наше время, когда скорость и легкость воспроизведения любой информации возросла неимоверно, продавать рукописи в прямом смысле слова, то есть рукописные книги современных поэтов? Или возобладает тенденция, иронично подмеченная современным поэтом Андреем Родионовым: «с айпадами своих стихотворений».

Федеральное агентство по печати и Государственный литературный музей предлагают попробовать. Для этого они объявили о начале акции по сбору рукописных книг современных поэтов, приуроченной к завершению Года литературы в России и грядущему 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама. Об этом они рассказали на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Итак: все желающие должны вооружиться ручкой (или пером?), набором цветных фломастеров, бумагой, нитками и иголкой. Именно эти предметы, по словам руководителя Роспечати Михаила Сеславинского, понадобятся для создания небольшой рукописной книги. И, конечно, собственные стихотворные строки, которые и войдут в эту миниатюрную и элегантную книжицу. Минимум нужно сделать два экземпляра: один отправить по почте в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Москва, Страстной бульвар, дом 5), а второй - в Государственный литературный музей (Москва, Трубниковский переулок, д. 17).

Экземпляры, присланные в Роспечать, в январе 2016 года будут разыграны на книжном аукционе. Собранные средства передадут негосударственному музею Осипа Мандельштама во Фрязино. В Литмузее из присланных работ будет сформирован соответствующий фонд. Директор ГЛМ Дмитрий Бак отметил, что у этого проекта несколько целей, от научной до популяризаторской: "Проект изначально вызвал у меня интерес, тем более он является антитезой проекту, что проводил два года назад Литературный музей. Рукописная книга исчезает, более того: поэты перестают писать от руки, что свидетельствует об антропологических изменениях вида homo sapiens, но мы-то знаем, какую большую роль играет текстология". Напомним, что музей уже объявлял о приеме флэшек, дисков и другой современной «медии», хранящей строки современных писателей, чтобы и от нашего времени в истории что-то сохранилось. Но писатели отчего-то на призыв не среагировали...

По словам Дмитрия Бака, никаких комиссий по цензуре не будет: все, что не противоречит общим правилам - не возбуждает национальную рознь, к примеру, - абсолютно все поступит на хранение в музей. А еще он выразил надежду, что новая инициатива положит начало традиции — создавать домашние коллекции рукописных книг.

Акцию поддержал и президент фестиваля «Биеннале поэтов в Москве» Евгений Бунимович, рассказав, как в перестроечные годы сам вместе с группой друзей-поэтов вышел на Арбат продавать свои книжечки (правда, отпечатанные, а не рукописные) и чем это закончилось — приводом в отделение милиции. Еще он вспомнил «самодельные» книжечки Пригова, которые он не так дано видел в сумке у самого Пригова, а теперь любуется на них в составе музейной экспозиции.

Поэт, публицист и литературный критик Юрий Кублановский считает эту акцию своевременной: «Сегодня человек теряет свой почерк, а раньше по нему узнавали. В течение тысячелетий лучшее, что было написано, было создано от руки». По-видимому, в копилке Литмузея уже точно будет два экспоната - от Бунимовича и Кублановского.

А старт коллекции (и аукциону) дала рукописная книга, созданная Михаилом Сеславинским. Глава Роспечати рассказал, что книгу собственных стихов под названием «Фиолетовое небо» он делал в течение нескольких дней: с 8 по 12 октября. И, как библиофил, большое значение придал качеству бумаги и оформлению в целом. Поэтому на вопрос журналистов, какова стартовая цена этой книги на аукционе, Сеславинский оценил свой труд в десять тысяч рублей. «Это только стартовая цена», - подчеркнул он.

Также Михаил Вадимович заметил, что смысл нынешней акции именно «в духе почерка, его аромате и музыке». И напомнил, что опыт создания книжных экземпляров, выполненных в индивидуальной манере автора, относится к послереволюционным годам в России. В условиях голода и разрухи лучшие поэты Серебряного века оказались в затруднительном финансовом положении. И для того, чтобы элементарно прокормиться, они стали выпускать свои произведения в виде рукописных книг. Стоит заметить, что это был не самиздат, который делал акцент в первую очередь на содержании. Эти книжечки (обычно не более двух десятков страниц) каждый автор собственноручно писал и разукрашивал. Среди авторов рукописных книг тех лет были Марина Цветаева, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Николай Гумилев, Осип Мандельштам и многие другие. К слову сказать, больше всего книжек выпустил Федор Сологуб - около 15–20 штук.

Впоследствии эти книги стали ценными и уникальными автографическими экземплярами, которые пополнили различные архивы и частные коллекции. Интересно, кто из поэтов наших дней захочется остаться в истории литературы, да и страны в целом, не только записями в социальных сетях?

Ссылка по теме:

Рукописные «Книги России»